комментарии

Новостная лента

11-классникам объяснили алгоритм действий при сдаче ЕГЭ по различным предметам

Диана НАСИБУЛЛИНА, Анфиса АИТОВА
25 Января 2017
17:19
370
3

Доценты рассказали о «тонкостях» испытаний


В педколледже и ТСОШ № 8 для 11-классников и учителей-предметников прошли семинары. Преподаватели республиканских вузов рассказали о системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, биологии, истории и географии, решали олимпиадные задачи по физике.


Русский язык: учите правила

Ценными знаниями с ребятами делилась доцент кафедры общего языкознания БГПУ им. М. Акмуллы Гузель Курбангалеева.

Каждая экзаменационная работа состоит из двух частей. В первой – 24 задания, во второй – одно (сочинение). Для разбора Гузель Мансуровна взяла демоверсию контрольно-измерительных материалов и объяснила алгоритм действий, который поможет справиться с испытанием.


Например, задание № 9: «Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Об...рвал, пр...бабушка;

пр...влечь, пр...гласил;

о...гладил, на...рывный;

пере...здал, об..грать;

и...брать, ра...правил.

Алгоритм действий:

Внимательно читаем задание: «определите ряд». Ряды отделены друг от друга точкой с запятой.

Необходимо знать следующие орфографические правила: правописание приставок на -з, -с (перед звонкими согласными пишем -з, перед глухими -с) и правописание приставок пре- и при-.

Ответ: привлечь, пригласил.


Задание № 18: «Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия».

Алгоритм действий.

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Определите границы главной и придаточной части.

3. Прочитайте предложение, соблюдая выбранные знаки. Это поможет определить неверно найденное решение или, наоборот, подтвердить правильный выбор.

Помните: в этом задании, как правило, представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Причём союзное слово «который» стоит не в начале придаточной части, а в середине её. Поэтому запятая перед союзным словом не ставится (исключите цифры вокруг слова «который»).

4. Часто в предложениях встречается союз «и». Определите, что он соединяет: части сложного предложения — в этом случае нужна запятая, или однородные члены предложения — тогда запятая не ставится. Но если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом «и», то запятая между ними нужна. При этом она ставится перед вторым из повторяющихся союзов. Например: «В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель».

Ответ: «2» (запятая ставится только после слова «Шишкину»).


IMG_1193.jpg

На семинары и мастер-классы приехали даже старшеклассники из ближайших районов и городов.


Математика: спокойствие, аккуратность, внимательность

Доцент кафедры математики и информационных технологий БГУ Рустэм Башмаков разобрал с будущими выпускниками математические задания и рассказал, что с критериями оценки математических заданий можно ознакомиться в Интернете – это позволит избежать многих ошибок.

— Не следует бояться экзамена, – убеждал Рустэм Абдрауфович. – Думать надо не о том, как сдашь, не о будущей оценке, а о том, как выполнить вот это конкретное задание, потом следующее...

А ещё он посоветовал не бояться подавать апелляцию. Такое право есть у каждого, и им следует пользоваться, если вы не согласны с решением комиссии и уверены в своей правоте. Тем более что с прошлого года делать это стало гораздо легче: после проверки работы публикуются в Интернете.

Баллы могут повысить даже в том случае, если вы подали на заочную апелляцию (только следует в заявлении указать, что согласны на её проведение без вашего участия).

Однако были случаи, когда на апелляции выявлялись не учтённые комиссией ошибки, и тогда баллы снижали.

Рустэм Абдрауфович настоятельно рекомендовал ребятам на экзамене, если осталось время, попытаться решить и самую сложную задачу, именуемую «олимпиадной».

Она не всегда бывает «зубодробильной» (сверхсложной), зато за каждый правильный шаг к её решению даются хорошие баллы.

Напомнил о том, что задания нужно читать внимательно, а работы оформлять аккуратно, особенно ту часть, которую проверяет компьютер – это позволит избежать технических ошибок.



В сочинениях не хватает душевности

Доцент педуниверситета Гузель Курбангалеева пять последних лет входит в состав экспертной комиссии по проверке творческих работ.

– Дети сейчас пишут намного грамотнее, чем 5-6 лет назад, что нас очень радует, – отметила она. – Но есть ряд недочётов, на которые следует обратить внимание.

К сожалению, многие ребята воспроизводят шаблоны сочинений, найденных в Интернете. Видно, что они зазубрены, эссе превращается в схему. В них не хватает душевности. Эмоционально ярких и искренних работ – единицы.

Также я заметила, что из года в год цитируются одни и те же писатели. Даже там, где это не совсем корректно. Например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

Выпускники, увы, ошибаются в писателях. Например, слова героя Чехова могут приписать герою Достоевского. Или ещё хуже – используют фразу из несуществующего произведения вымышленного писателя. Они, видимо, надеются, что эксперты не знают всех писателей. Такая хитрость не проходит.

Прежде чем написать предложение, нужно прочувствовать его, понять, не будет ли высказывание абсурдным или смешным. Чтобы не получилось, допустим, так: «Юрий Васильевич чувствует каждой клеточкой своих органов чувств», «следите за своей речью, и она поможет в любой жизненной ситуации», «внутренняя красота может разукрасить читательский мир»...

Изложение мыслей только простыми предложениями тоже не приветствуется. За использование однотипных конструкций без сложносочинённых, сложноподчинённых предложений ставятся низкие баллы.

Минимальное количество слов – 150. Но лучше использовать около 200. Это приблизительно 40 строк тетрадного формата.

Вступление и заключение занимают около 10 строк. Остальное – основная часть.

Экзаменуемые зачастую чётко обозначают проблему, но авторскую позицию и аргументы формулируют с трудом. Позиция автора – это отношение писателя или поэта к проблеме, о которой он размышляет. Чтобы её выявить, необходимо ответить на вопросы: «Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?», «Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?».

Аргументацией могут быть примеры из художественной литературы, фильмов, передач, реальные факты из жизни, пословицы, поговорки, афоризмы.

Говоря о литературных героях, именуйте их так, как называет автор. Например, Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, а не Таня, Катерина из «Грозы» не должна именоваться Екатериной.

Чтобы написать заключение, необходимо вновь вернуться к вступлению. Ведь вступление и заключение должны быть органично связаны.

Ещё есть время для тренировки. Нужно только не лениться и писать сочинения как можно чаще, – подытожила доцент БГПУ.



Поделиться:



Отображать комментариев на странице


Все поля обязательны для заполнения
Текст комментария:
Пользователи, оставляющие комментарии, несут полную правовую ответственность за их содержание.
Защита от автоматических сообщений