Все новости
Общество
1 Марта 2019, 19:13

Человек глубокой тишины

Актриса Туймазинского татарского драмтеатра Рима Ключарёва – о театральных буднях и о том, почему она до сих пор решает задачки детям своих коллег




Актриса Туймазинского татарского драмтеатра Рима Ключарёва – о театральных буднях и о том, почему она до сих пор решает задачки детям своих коллег
Рима Шагитовна родилась в Туймазах. Её семья жила просто, скромно. Как поётся в одной песне, «апельсинов не ели». Вся семья была музыкальной. И сама Рима с детства назубок знала деревенский репертуар. Нравилось ли ей выступать на сцене? «Не было чуждо, – с улыбкой откликается она. – На сельские посиделки даже детей пропускали, если они умели петь частушки. Не выходишь в круг – иди спать!»

«Зацепилась»
Ей всё было интересно. В школе повезло с педагогами: они учили размышлять. Больше всего юная Рима любила математику. И всегда участвовала в олимпиадах. Вспоминает случай, когда училась в девятом классе и жила в интернате:
– Как-то нам задали на дом по алгебре огромный пример со множеством действий. Одноклассницы пытались его решить, но у них ответ не сходился. Я только собралась сесть за домашнюю работу, а они советуют: «Не трать время понапрасну, сходи к старшекласснику-отличнику, пусть поможет».
Когда он спросил, пробовала ли я сама решать, обманула его– до сих пор стыдно. Он сел за задачку, ответ был готов через несколько минут: «Минус 1 – как в ответе. Видишь, решается!» Я протянула руку за листком, а он смял его, засунул в карман и предложил мне решить пример самостоятельно, что я потом и сделала.
Этот случай стал для меня ориентиром в дальнейших жизненных ситуациях. Поняла, что надо быть честной до конца и не нужно полагаться на кого-то – всё надо делать самой.
Профессия актёра и режиссёра творческая, но она, как и математика, требует точности и логики. Так что знание точных наук помогает мне в работе. Кстати, ко мне часто обращаются коллеги с просьбой помочь их детям решить задачу по алгебре или физике. Даже из Уфы звонят... Я соглашаюсь с радостью, потому что это мне нравится.
– Как же вы осмелились пойти в артистки?
– Сосед поехал в Стерлитамак поступать учиться на ветеринара, и я увязалась за компанию – выбрала культпросветучилище. Так ислучайно «зацепилась» за актёрскую профессию.
Первая запись в её трудовой книжке появилась в 1974 году. Риму Шагитовну как молодого специалиста приняли в только что открывшийся в Туймазах РДК «Родина». Пригласили играть в народный театр. Директор дома культуры посмотрел спектакль и сказал: «Сестрёнка, тебе нужно учиться». И она снова попала в поток: её знакомые поехали поступать в Казанский институт культуры – и она с ними. Выбрала специальность «режиссёр массовых мероприятий». Говорит, до конца не верила, что примут, ведь особо и не готовилась.
После окончания института из 100 выпускников только двоих направили педагогами по режиссуре в Елабужское театральное училище, в том числе Ключарёву. Это была ответственность, и три года в качестве педагога она занималась со студентами. Многие из них стали актёрами.
Затем трудилась на государственном радио в Казани. Тогда же появилась семья. А в 1990 году в Туймазах открылся профессиональный татарский драмтеатр. Рима Шагитовна приехала в отпуск. Директор театра, встретив её, принялся уговаривать: «Вы очень нужны городу. У вас такой педагогический и режиссёрский опыт!..»

Если ты пустой внутри
С тех пор актрисой создано более 40 образов. Одна из любимых ролей – Цу в волшебной сказке «Журавлиные перья» японского драматурга Дзюндзи Киносита. Она о том, как слепая и властная страсть к наживе погубила любовь. Роль будто была создана для её голоса, для её движений «без уголков». Роль оценили не только зрители. В 1997 году Ключарёва получила за эту неё звание заслуженной артистки республики, причём первой в своём театре.
– Актёр – зависимая профессия, – говорит Рима Шагитовна. – Зависишь от режиссёра, репертуара, каких-то ситуаций. Приходится подолгу ждать «звёздной» роли. А пока её нет, по капле собираешь в творческую копилку детали, которые в будущем помогут твоему герою стать живым и достоверным.
Всё увиденное и услышанное. каждое событие живёт внутри тебя. И во время подготовки к роли вытаскиваешь их из памяти целенаправленно или чисто интуитивно. Но если ты пустой внутри, тогда идёт только текст, который артист хорошо выучил.
В театр я пришла уже «возрастной» актрисой. Мне было 40 лет, но выглядела очень молодо, ходила с двумя косичками. Наверное, это и позволило сыграть одну из моих первых и любимых ролей – 17-летнюю ханскую дочь Хамдию в драме «Ак калфак». Вмешался случай: ервоначально роль досталась городской девочке, выросшей «на джинсах». Шла репетиция сцены, где Хамдия встречается с пастухом и передаёт через него письмо своему жениху. Но всё выходило не так, как того требовал режиссёр. Ему хотелось видеть на сцене интеллигентную девушку с манерами, мягкой походкой. И тогда я попросила режиссёра: «Можно мне попробовать?»
Рядом лежали какие-то занавески. Накинула одну из них и получилось платье. Вышла на сцену. Одно движение рукой, взгляд... На другой день роль переписали под меня.
Спектакль очень нравился зрителям, они тепло принимали артистов, занятых в нём, – Венера Закирова, Лиру Сулейманову, Маргариту Сидорову и других.

Я есть. Я работаю...
Жила в бараке напротив ДК «Родина». Дети болели, но она напоминала себе: «Ты же же деревенская! Терпи...».
Иногда казалось, что не сможет подняться. Но утром шла на работу. И снова улыбалась, как ни в чём не бывало. Можно сказать, что это была её главная роль – не сломаться под ударами судьбы, не замечать насмешек, колебаний популярности, оставаться искренней, терпимой, верной себе и театру.
– Вы борец по натуре?
– Не думаю. В конфликтной, спорной ситуации отойду в сторону. К тому же на борьбу с негативом уходит драгоценное время. Один умный человек как-то сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы жить несчастливо». Поэтому лучше пообщаться с друзьями, почитать хорошие книги, побыть наедине с природой, принять участие в интересных проектах... После этого рождаются стихи, сценарии, пьесы... Надо просто много работать.
Помните фестиваль «Играй, гармонь», когда Геннадий Заволокин приезжал в Туймазы со своей программой? Ключарёва была режиссёром массовых сцен. Её помнят как первого татарского диктора на местном телевидении. И как сценариста концертных программ для Уфимской телевизионной передачи «Туган тел». Она – автор и режиссёр пьесы о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. Ею подготовлены два авторских моноспектакля «Журавлиный край» и «Весенние мелодии». Выпущен сборник стихов. Сыграна роль в короткометражном фильме «Отчий дом»... Этот перечень можно продолжать.
Заслуженной артистке Республики Башкортостан Риме Ключарёвой исполнилось 65 лет. Для неё играть на сцене – значит существовать, быть, творить.
Что привлекает в этой маленькой хрупкой женщине? В ней много глубокой тишины. Ей нужно время, чтобы ответить на вопрос. Она подбирает слова, чтобы точнее выразить свою мысль. С уважением относится к собеседнику. Ведёт разговор не спеша, с достоинством. Это большая редкость в наше время.
– Актёр должен быть интересен зрителю. Поэтому нельзя расходовать себя по пустякам, – говорит Рима Шагитовна. – От ненужных разговоров, чрезмерного мелькания в разных местах помимо театра уходит энергия и образуется пустота.
Ключарёва искренно и нежно любит свой город. Радуется тому, что у нас есть театр, и она там служит. Старается быть полезной. Нет разницы, где выступать – в Уфимском театре оперы и балета или в маленьком клубе в деревушке в с одной улицей.
Надо бы ценить таких людей. Одаривать вниманием, говорить хорошие слова, пока они рядом. Просто замечать. Чтобы услышать: «Я есть. Я работаю...»
Читайте нас: