Все новости
Общество
12 Марта 2019, 17:47

На пенсии высплюсь: многодетная мама Лилия Чернова – неисправимая оптимистка

Автомобильехал из Уязытамака в Туймазы. «Мам, не успеваем!» – вопили пятеро её детей.

Автомобиль ехал из Уязытамака в Туймазы. «Мам, не успеваем!» – вопили пятеро её детей. Женщина, сидевшая за рулём, невозмутимо отвечала: «Ещё как успеем!» Семья Черновых торопилась на праздник «Креативные сани», организованный районным советом отцов. Весёлые собаки-долматинцы произвели фурор. Как и сани, строительством которых с Севера по телефону руководил папа-крановщик. Вы ещё не догадались, кому достался Гран-при?
...В Уязытамак мы попали под вечер. Во дворе нас звонко облаяла дворняжка Полли. Её бросили на заправке, а мама Лилия пожалела и привезла домой. Так сбылась мечта дочери – 10-летней Азалии. Оказывается, девочка тайком отправила письмо Деду Морозу, попросив на Новый год щеночка – самого завалящегося, беспородного. Так что мечтайте, люди!
В окошки выглядывала детвора. Пообнимались, экскурсию по дому провели: «Это швейная машинка – на ней мама костюмы нам шьёт на праздники... А это наши комнаты». В коридоре у окна примостился компьютер. Детей много, и мама бдит, чтобы они за ним не засиживались – глаза бережёт.
Компания, конечно, получилась неполная: только с папой распрощались, который отбыл на очередную вахту. Пока ехали в гости к Черновым, он с аэропорта позвонил. Николай жену хвалил, говорил, что ему повезло – она заводная, работящая и верная.
Отец уехал, а значит у Лилии тоже началась вахта. Полный дом детей, а в сарае – бык Мишка и козы одна другой краше: Пятнышко, Нубийка, Зайка, Фенька, Малина, Мухлиса, Колокольчик. Первая дойка – в шесть часов утра, последняя – в полночь.
Лилия переживает, что раньше деревенское стадо насчитывало 300 голов, а сейчас едва три десятка набирается. Людям проще молоко купить в магазине, а за мясом на рынок съездить. Лилия с таким положением дел не соглашается. Вспоминает слова своих родителей: «Кто не работает – тот не ест». Детей с раннего детства учили трудиться и заботиться о ближних. Вот и папа, уезжая, наказал Альберту: «Пока меня нет, ты – главный мужчина в доме». Так что ему нужно успеть и снег разгрести, и скотину напоить, и уроки сделать.
— С утра провожаю 17-летнюю Диану в школу в соседний город, – рассказывает о своём графике Лилия, – 13-летнего Альберта и 10-летнюю Азалию – в Уязытамакскую школу, 6-летнего Колю и 5-летнюю Надюшку – в Каратовский детский сад. Три раза в неделю они занимаются в Октябрьском в школе развития.
После школы Альберта надо доставить в кружок робототехники. А потом привезти его домой. Снова скотину накормить... За месяц наматываю три тысячи километров, а то и больше.
— В маме столько энергии! – удивляется Диана. – Наверное, поэтому всё успевает. Она, пока папы нет, дом сама обшила. С болгаркой лихо управляется, арматуру может сварить. Соленья-варенья-тушёнку по 250 банок закрывает. Ещё успевает мастерить. Вышивает бисером.
У каждого в семье есть велосипед. Летом ездят на рыбалку. А Лилия любит скутер. Когда она в джинсах, кожанке и шлеме мчится по дороге, никто, наверное, не догадывается, что едет мать пятерых детей.
Дети у Черновых такие же заводные, как мама. Диана имеет разряд по спортивному туризму и кекусинкай-карате, Азалия занимается гимнастикой. Альберт мечтает стать программистом, шестилетний Николай Николаевич – добрым клоуном, а Надюшка – принцессой.
О принцессе чуть подробнее. Когда Николай и Лилия узнали, что в ста километрах от Уязытамака живёт девчушка, которая не нужна родной матери, они сразу за ней поехали. И вот уже несколько лет девочка живёт в семье Черновых. Первое время Лилия часто просыпалась от того, что малышка плакала и кричала: «Не бей... Боюсь... Больно!» Теперь всё плохое позади.
Училась Лилия на стоматолога, а вышло так, что Бог на ухо шепнул: «Ты – мамочка!» Вот она и старается соответствовать. Читает детям книжки, играет с ними в шахматы – ход сделает и бежит по своим делам, вернётся – делает ещё один ход. Успевает всех одарить любовью и лаской – обнимет одного крепко-крепко и говорит: «А теперь передай другому!». И начинается весёлая кутерьма. Но может быть и строгой: «Я им покупаю то, что хочется, но не балую. Дети должны знать, что деньги с неба не падают. Это – тяжкий папин труд».
А уж какие они фантазёры! Вычитали в «Туймазинском вестнике» про фестиваль шарлотки (его прошлой осенью проводила газета – ред.): «Мамочка, давай ты будешь яблонькой, а мы – яблоками». Костюмы сшили, пироги настряпали и вместе с бабушкой приехали в город на праздник.
На Пасху яйца красят, на Курбан-байрам что-нибудь вкусное готовят (семья-то интернациональная). Собравшись за большим кухонным столом, лепят пельмени, манты.
— Мне, конечно, легче всё самой сделать – и быстро, и чисто получится, – говорит мама. – Но кто же моих детей научит печь пироги и чистить картошку? Вот они и учатся. Муку рассыпят, ходят белые, как деды морозы, зато весёлые, радостные. Коля так навострился доить коз – просто мастер! Главное – научить трудиться. «Дети – как банк, что вложишь, то и получишь!» – так мне родители говорили.
Она живёт ради детей. Ей хочется, чтобы они всегда видели её красивой. Поэтому ездит к парикмахеру, и руки у неё ухожены: «Неважно, что живу в деревне! Я – женщина».
Читайте нас: