Все новости
Общество
31 Октября 2019, 13:43

Дежурство с гаечным ключом

Корреспондент газеты «Туймазинский вестник» провёл смену со слесарем аварийно-диспетчерской службы «УК ЖКХ» Азатом Ситдиковым. Азат владеет весьма хлебными специальностями бурильщика и каменщика, но уже восемь лет трудится в жилищной сфере города Туймазы. Недавно он стал призером межрайонного конкурса «Лучший по профессии».

Корреспондент газеты «Туймазинский вестник» провёл смену со слесарем аварийно-диспетчерской службы «УК ЖКХ» Азатом Ситдиковым. Азат владеет весьма хлебными специальностями бурильщика и каменщика, но уже восемь лет трудится в жилищной сфере города Туймазы. Недавно он стал призером межрайонного конкурса «Лучший по профессии».

– Держать плотника в штате – дорогое удовольствие, – поясняет Азат, укладывая в «УАЗик» стопку табличек с номерами подъездов и домов, поэтому до обеда, пока нет экстренных вызовов мы, аварийщики, меняем старые таблички на новые.

А что с ними случилось?
– Их портят вандалы – гнут, выдирают, жгут зажигалками.

Не прерывая беседы, Ситдиков отточенными движениями меняет таблички и рассказывает про недавнее профсостязание в Бакалах:
В практическом задании обошлось без сюрпризов: перед нами разложили большое количество труб, патрубков, различных муфт, соединений, включая ненужные, и предложили за пять минут собрать стояк. Для опытного слесаря – это дело несложное. А в теоретической части были каверзные вопросы, касающиеся давления в трубах, характеристик инструментов и отопительных систем. Но в итоге я справился, мне присудили второе место. Хотя в жизни всё бывает гораздо сложнее и на замену канализационной трубы порой уходит несколько часов.
Работа у слесаря Ситдикова, как в отряде особого назначения. Прорвало кран – времени раздумывать нет, быстро на место ЧП. Мелкие аварии, оказывается, случаются в жилых домах не так уж редко. Его профессию по важности можно сравнить разве что с работой полиции. Только те общественный порядок блюдут, а он местный, коммунальный. Зато в подведомственных Ситдикову домах всё спокойно.

Трудная у вас работа? – спрашиваю мастера.
Для меня нет. Правда, иногда в пятиэтажках, где нет лифтов, приходится наматывать километры вверх-вниз по лестнице. К вечеру ноги гудят.
Сложности бывают с поиском хозяев квартиры, где засорилась труба или сорвало кран. Если жилец затопил соседа снизу, счёт идёт на минуты. Мы также обязаны составить акт о случившемся. Это документ, который убедит верхнего жильца без суда оплатить ремонт.
– Важные вы люди, однако!
– Конечно, поэтому и нравится работа. Каждый день вижу, как беспокойство и страх на лицах женщин (а в «аварийку» звонят, в основном, они) сменяются благодарной улыбкой. Так что спать ложусь с чистой совестью.


Неплательщики и отключения
После обеда к нам присоединился юрист «УК ЖКХ» Салават Ахметьянов. Вместе отправляемся на отключение горячей воды неплательщикам за ЖКУ.

Заходим в шикарную трёхкомнатную квартиру. Её собственник за пять лет накопил долг в 220 тысяч рублей. Миловидная женщина с порога объясняет, что «все претензии – к её супругу».

– А где он? – спрашивает Ахметьянов.
– Куда-то уехал... Я не знаю и отвечать вам не обязана.

Ситдиков отключает воду, меняет неисправный кран, устанавливает заглушку и пломбу. Если пломбу до погашения задолженности сорвут, собственнику начислят штрафную пеню.
В следующей двухкомнатной квартире зарегистрированы четыре человека, задолженность за ЖКУ составляет 122 тысячи рублей.

– Мы составили график погашения, договорились с коммунальщиками, что горячую воду не отключат, – оправдывается хозяйка.
– Но вы не платите даже частями, – слышим в ответ. – Так что извините...

Градус беседы накаляется. Я огляделся: обстановка в квартире приличная, мебель – недешёвая. Неужели нет средств на оплату ЖКУ? Ситдиков тем временем молча перекрывает воду.
Нервное дело – эти отключения, – обращаюсь к нему.
Приятного в недовольстве жильцов мало, – отвечает он. – Но я должен быстро заглушить стояк, тщательно проверить, чтобы не оставить после себя протечек. Стараюсь думать только об этом.
Да уж, профессия слесаря не простая в моральном плане – приходится работать не только с оборудованием, но и людьми. И последнее труднее всего. Не всегда сразу удаётся найти подход к некоторым жильцам, по словам Ситдикова, но и с такими неприветливыми гражданами он старается найти общий язык.
...Следующей была трехкомнатная квартира пенсионерки, в которой еще год назад было зарегистрировано 11 человек, а сейчас – шестеро. Долг за ЖКУ перевалил за 380 тысяч рублей. Жильё не похоже на пристанище пьющих безработных людей. Оказалось, что зарегистрированные в квартире родственники хозяйки подставили женщину перед коммунальщиками, не помогая ей вносить квартплату. Теперь часть долга вычитается с её небольшой пенсии. Сегодня жильцам квартиры отключили горячую воду. Канализацию трогать не стали – коммунальщики редко ее блокируют, хотя право на это у них есть.
– Не знаю, о чём думают люди, накапливая долги, – размышляет Ахметьянов. – Они ведь не исчезнут, их всё равно придётся оплачивать при продаже или размене квартиры. Так что, закрывая глаза на проблему, хозяева лишь откладывают её на будущее. Не лучше ли продать просторное жильё с долгом, а себе купить квартиру поменьше?


Об одноразовых салфетках и нормативах
Вечером Ситдикова вызвали в диспетчерскую – поступило сообщение о засоре канализации в доме на улице Луначарского. Мы прибыли на место. Слесарь прочистил засор, и тут же отправился на новый вызов на проспект Ленина, где сорвало кран и случился «фонтанчик». К счастью, к нашему приезду в квартиру прибыл глава семьи и успел замотать смеситель тряпкой, чтобы не залило соседей.

– Как вы относитесь к китайским кухонным смесителям? – интересуюсь у Ситдикова.
– А вы их на весу подержите! Те, что весят 600-700 граммов, даже брать не стоит, они недолговечные. Но у тех же китайцев есть и вполне качественные смесители из бронзы или латуни, весят они 1-1,5 килограмма, не подверженные влиянию воды, красивые и цена на них – от четырёх тысяч рублей. А вот пластиковые для нашей жёсткой воды не годятся.

– Какая категория вызовов аварийки напрямую зависит от жильцов?
Те, что касаются прочистки канализации. Есть старые дома, где из-за отложений диаметр труб в стояках сузился до трёх сантиметров. Но люди продолжают спускать в унитаз одноразовые салфетки. Сколько людям не объясняй, что салфетки не растворяются, – не понимают.

– Азат Айратович, какой суетный у вас день...
Обычный. Пять-семь вызовов – это немного. Гораздо тяжелее проходит смена в первую неделю после пуска тепла – случаются до 60 вызовов! В одних квартирах текут батареи, в других хозяева просят выпустить из системы отопления воздух.

...Восемь часов вечера. Мы сидим в уютной комнате отдыха диспетчерской. Лишь тревожно потрескивает рация, готовая в любой момент отправить бригаду на экстренный вызов.
Читайте нас: