Все новости
Общество
15 Июня 2020, 22:24

Салават Юлаев в башкирской фольклористике

Страницы истории хранят имена многих батыров, ставших бессмертными благодаря своему подвигу.

Страницы истории хранят имена многих батыров, ставших бессмертными благодаря своему подвигу. Наряду с теми, кто посвятил себя борьбе за свободу народа, значится и Салават Юлаев -- национальный герой башкирского народа, сэсэн, певец-импровизатор, борец за счастье народа.
Изучая факты и источники, заведующая отделом фольклористики института истории, языка и литературы Гульнур Хусаинова пришла к выводу, что в башкирском фольклоре наибольшее количество сведений о славном сыне народа сохранили жанры исторической прозы башкирского народного творчества. В книгу «Легенды, предания» серии «Башкирское народное творчество» вошли семьдесят две легенды и предания, в которых повествуется о событиях, произошедших в жизни Салавата Юлаева с рождения и даже после смерти батыра. Большое место занимают произведения, описывающие путь борьбы, семейные обстоятельства, личные вещи, характер батыра.
Легенды и предания были записаны М. Бурангуловым с 1910 по 1920 годы в Баймакском районе, Г. Вильдановым в 1928 году в Бирском районе, Б. Бикбаем в Салаватском районе в 1938 году, а также учёными В. Надршиной, Б. Ахметшиным, В. Сидоровым и многими другими писателями и научными деятелями.
Первый раз легенда о Салавате увидела свет ещё в 1852 году под названием «Пещера Ай», а в 1882 году вариант упомянутой легенды был опубликован М. Лоссиевским в газете «Волжско-Камское слово». Оба раза – на русском языке. В 1929 году в журнале «Башҡорт аймағы» Сайфулла Салимов на башкирском языке опубликовал легенду о Салавате. Никакие запреты царского правительства не могли вычеркнуть из народной памяти имя Салавата Юлаева, о чём свидетельствуют названные выше публикации.
Опубликованных народных песен о национальном герое по количеству не так много, но они занимают прочное место в душе народа и продолжают своё бытование. Первая запись песни о батыре относится к шестидесятым годам XIX века и связана с именем Р. Игнатьева. Имеются также сведения о том, что в 1894 г. С. Рыбаков в д. Ташбулат и д. Темяс Орского уезда от Магафура Каракаева и сэсэна Биргали записал два варианта песни о Салавате, в те же годы и Мансуром Султановым зафиксированы два текста песни на интересующую нас тему. Песни о Салавате записали С. Галин в конце 60-х годов прошлого века в Учалинском и Хайбуллинском районах (из его комментариев к тому песен видно, что неизвестно, кто, где, когда, от кого записал некоторые песни о Салавате), Ф. Надршина и Р. Сулейманов в 80-е годы в Салаватском районе и пока последнюю из опубликованных песен записали в 1986 г. Г Султангареева и Г. Хусаинова в Учалинском районе.
В 1952 году в газете «Совет Башҡортостаны» увидела свет статья известного башкирского филолога А. Харисова, посвящённая анализу песен и кубаиров о Салавате в связи с 200-летием со дня рождения батыра.
В эпическом репертуаре башкирского народного творчества известны два текста кубаиров: «Юлай и Салават» (записан М. Бурангуловым от Габита-сэсэна) и «Салават-батыр» (паспорт неизвестен). Первый опубликован в 1943 г. в сборнике М. Бурангулова «Эпос о батырах», а второй – в 1954 г. в первом томе серии «Башкирское народное творчество».
В томе «Баиты» этой же серии опубликованы три баита о Салавате Юлаеве. У баитов «Йырау Салавата» и «Салават Юлаев» паспорта неизвестны, но есть сведения о том, что первый текст переписан ещё в конце XVIII в. и впервые был опубликован в журнале «Огни Казани» в 1967 г. Третий баит под названием «Не забудем тебя, Салават» записан в Янаульском районе. Нет ни малейшего сомнения в том, что о Салавате Юлаеве было сочинено немало баитов, просто они не дошли до нас в силу определённых обстоятельств.
В 2004 г. Институтом истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН к 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева выпущена энциклопедия народного героя. В книге показана выдающаяся личность, соединившая в себе талант поэта и полководца, рассмотрен образ, созданный в произведениях фольклора, литературы, изобразительного и театрального искусств, музыки, кинематографии.
В 2008 г. сотрудником института, известным башкирским фольклористом Ф. Надршиной, по её проекту по изданию произведений башкирского фольклора на башкирском, русском и английском языках увидела свет книга «Салават Юлаев в башкирском фольклоре» в 2-х томах (2008), куда включены образцы преданий, легенд, песен, баитов и кубаиров.
Читайте нас: