Все новости
Общество
31 Мая , 14:02

В Башкирии Театр Российской Армии представил пронзительный спектакль

Уфимцам показали спектакль «Девочки».

В Башкирии Театр Российской Армии представил пронзительный спектакль
В Башкирии Театр Российской Армии представил пронзительный спектакль

Первый день III Международной книжной ярмарки «Китап-Байрам», стартовавшей на Советской площади в Уфе, посвящен Великой Отечественной войне, СВО и проходит под девизом «Слово о подвиге», сообщает «Молодежная газета».

Главным театральным событием дня стал, несомненно, спектакль Центрального академического театра Российской Армии по пьесе современного драматурга Дарьи Верясовой «Девочки». Режиссер Юлия Шульева.

Спектакль поставлен в 2023 году к столетию со дня рождения Зои Космодемьянской — несломленной девочки, навсегда оставшейся восемнадцатилетней. И первой девушки, которая была удостоена звания Героя Советского Союза. Посмертно.

Пьеса Дарьи Верясовой называется «9903», такой номер был у сверхсекретной воинской части, где в диверсионно-разведывательной группе служила Зоя и ее подруги — Вера Волошина, Клавдия Милорадова, Клавдия Сукачева, Рита Загирова, Маргарита Каравай. Драматург в интервью рассказывала, что данная пьеса — результат многолетней кропотливой работы с архивами, с ветеранами и родственниками бойцов части N 9903. А с одной из своих героинь, Маргаритой Паншиной (Рита Каравай), автор даже дружила и часто бывала у нее в гостях. Еще Дарья делилась о том невероятном эмоциональном впечатлении, которое на нее произвели в детстве «Повесть о Зое и Шуре», написанной Любовью Космодемьянской, мамой двух Героев Советского Союза и поэма «Зоя» Маргариты Алигер. Дарья даже пыталась ходить босиком по снегу и чуть не отморозила себе ноги. Позже писательница стала собирать всю доступную информацию в интернете о своем кумире, узнала, что в той знаменитой части были еще девушки-разведчицы, другие герои, а некоторые из них еще живы.

Мультимедийный экран задника в прологе частично компенсировал отсутствие декораций открытого показа.

—  Я помню, кем для всех, родившихся в СССР, были Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Гастелло, другие легенды Великой Отечественной. Они стали символами самопожертвования, мужества, стойкости, несгибаемого духа нашего народа. А милая нежная Зоя олицетворяла лицо женского подвига. Фотокадры ее последних минут жизни и казнь были скрупулезно запечатлены нацистскими хроникерами «на память» и для назидательного устрашения населения оккупированных территорий. Но гитлеровцы получили обратный эффект. Красноармейцы писали на бомбах, минах и броне танков «За Зою!» и с удвоенными силами мстили за нее. А еще красноармейцы не брали в плен солдат 197-й дивизии вермахта, военнослужащие которой стали палачами Зои. За ними началась настоящая охота и дивизия была полностью уничтожена в 1943 году под Смоленском. По легенде, расстреливать карателей на месте приказал лично Сталин.

После развала великой страны в девяностых о юной партизанке появилась масса гнусных клеветнических публикаций, не прекращающих распространение изощренной наглой лжи и по сей день. Это атаки уже современной информационной войны на сознание и память людей. Цель — разрушение идеологии и забвение героев Великой Победы.

Именно поэтому спектакль о разведчицах сверхактуален именно сегодня и в первую очередь для целевой аудитории нашей газеты — молодежи. Ведь постановка не только рассказывает о нечеловеческих пытках фашистов, которые стойко выдержали хрупкие девочки, но и ставит важнейшие вопросы: «А на что способен ты? Смог ли бы ты даже перед казнью, истерзанный и израненный петь «Интернационал» как Вера Волошина или гордо бросить фашистам: «Всех не перевешаете, нас 170 миллионов!», — как это сделала Зоя?

Спектакль открывается сценой, где наш современник, молодой историк Роман изучает архивные документы воинской части N 9903. И сухие строчки архивов постепенно оживают и переносят зрителей в тот роковой день 1941 года…

Постановка создана, по словам режиссера Юлии Шульевой в «клиповом» формате, так любимым современной молодежью. Хронометраж — всего час. Что тоже удобно и для школьных культпоходов, и для открытых гастрольных показов.

Каждая сцена — отрывки жизни разведчиц, взятые из трогательных писем домой и документов. Но все они соединяются в единую цельную, трагическую и до мурашек пронзительную историю.

Спектакль построен на контрастах. Хореографические вставки, где девочки танцуют в легких серо-голубых платьицах — это светлые довоенные воспоминания, самые дорогие и с любовью хранимые в сердце. Они раскрывают женственность героинь, которых на протяжении всего спектакля мы так и не увидим в гимнастерках и сапогах. Режиссер решила их показать не железными солдатами, а легкими, смешливыми и задорными девочками, которые не смогли отсиживаться в тылу и однажды смело и добровольно сделали свой поворотный жизненный выбор.

Они наперебой рассказывают Роману о том, как сумели уговорить в военкоматах взять их на самый опасный участок фронта — диверсионную работу, весело вспоминают первые задания, читают свои письма домой, самым дорогим и любимым.

Темными призраками выплывают из-за строчек архивов и палачи. Форма у нацистов условная, а на серо-черном камуфляже при близком рассмотрении можно разглядеть необычный принт: разбомбленные советские города, карты наступлений, разбитая техника…

На родной Камерной сцене в Москве у спектакля замечательная минималистичная сценография — гроздья веревок, в которых угадывается то лес, то качели, то страшные виселицы.

На Большой сцене огромной людной площади «Китап-Байрама», конечно же, невозможно полное погружение в повествование, но свободных мест на Советской площади не было и зрители, даже самые маленькие, очень внимательно наблюдали за действом  до самого финала, а задние ряды смотрели спектакль на жаре стоя. Это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть. 

Перед спектаклем с журналистами пообщался актер, исполнявший роль главного фашиста Илья Баранов:

 — Зоя Космодемьянская — это символ доблести и беспримерной храбрости. Мы, работая над постановкой, очень много читали различных документов о знаменитой части 9903, внимательно изучали вражеские письма и переписки. Мой герой удивляется, почему они не плачут на допросах, не молят о пощаде, а упорно молчат. Их жертвенность ради общей победы так и осталась для фашистов загадкой.

С этим спектаклем мы выезжаем в воинские части, иногда показываем его и в полевых условиях. У нас было много встреч с молодежью после спектакля. Нам всегда интересна обратная связь, что зацепило — что нет. И однажды меня поразило то, что подростки мало что знают о той войне, о военном прошлом своих родственников.

Наш спектакль — это тоже битва. За нашу общую память о Великой Отечественной и ее героических девочках.

Автор: Анфиса Аитова
Читайте нас