Цифры и факты, которые прозвучали на региональном форуме сетевой индустриальной школы «Алтын кулдар», для многих стали полной неожиданностью. И заставили иначе взглянуть на проф-ориентационную работу, которой было посвящено это мероприятие.
Восемь девушек и трое парней из школы №2 выразили желание обучаться основам электромонтажа на профориентационных курсах в индустриальном колледже.
Среди девятиклассников туймазинских школ, желающих научиться рукоделию, немало представителей сильного пола.
Взять хотя бы данные, озвученные представителем Финансового университета при Правительстве РФ. Недавно его студенты провели опрос на тему «Кем вы хотите быть?», в котором приняли участие подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Ответы 16 тысяч респондентов (опрашивали школьников всей страны, от Краснодара до Южно-Сахалинска) ошеломляют: большая часть девушек видит себя в «героических» профессиях – сотрудниками МЧС, военными, полицейскими. Ну а парни хотят заниматься... ведением домашнего хозяйства.
В чём причина такой метаморфозы? Специалисты сетуют, что многие мальчишки живут в неполных семьях и их воспитанием занимаются мамы и бабушки. Вырастая под жёсткой женской опекой, представители сильного пола не желают брать на себя ответственность и проявлять лидерские качества. А потому звучавшие на форуме предложения переложить профориентационную работу на родителей не нашли должного отклика. Так ведь и до матриархата недалеко!
С другой стороны, многие участники дискуссии высказались против того, чтобы этим занимались лишь педагоги. И дело не только в их высокой загруженности. Реалии таковы, что сегодня для этого требуются глубокие специализированные знания. А много ли математиков или историков разбираются в профессиограммах и тонкостях психологии труда?
Не лучшим вариантом признали и обращение на профильные сайты. По мнению педагогов, ответы на одни и те же тестовые вопросы могут варьироваться под влиянием множества факторов: степени усталости ребёнка, недавно прочитанной книги, времени года… Лучший вариант – взаимодействие с живым человеком, который
поможет сделать правильный профессиональный выбор.
Знаете, как поставлена профориентационная работа в Германии? – обратилась к залу доктор психологических наук, профессор Елена Пряжникова. – В 14 лет каждый подросток получает письмо от министерства труда примерно такого содержания: «Дорогой Ганс! Германский рынок труда ждёт тебя».
«Если ты умеешь и любишь работать руками, перед тобой открыты двери профессиональных колледжей страны (следует перечень учебных заведений). Получив образование и устроившись на работу, ты можешь претендовать на...» И далее даются три броские картинки: двухэтажный дом, увесистый мешочек с евро и двухмачтовая яхта.
С новой строки идёт следующий текст: «Если ты хочешь получить высшее техническое образование и стать инженером, к твоим услугам – ведущие вузы Германии...». Но на картинках – уже одноэтажный дом, тощий мешочек с деньгами и одномачтовая яхта.
И наконец: «Если ты хочешь стать научным работником, тебя ждут лучшие университеты Европы, США, Канады...». Но на картинке нарисована квартира в многоэтажке, а на месте денег и яхты – прочерки. Почему так? Объясняется: «Принесёт твоя светлая голова дивиденды экономике Германии – перечень бонусов будет расти до бесконечности». И вот здесь Ганс или Гретхен задумываются, что выбрать: много лет учиться, а затем всю жизнь доказывать свою профессиональную состоятельность или же освоить «земную» профессию и гарантированно обеспечить себе и своей семье пусть не шикарную, но безбедную жизнь?
Для нас это тоже повод задуматься – только 20 процентов нынешних профессий подразумевают наличие высшего образования. А дипломы вузов нынче имеют 70(!) процентов молодых россиян.
Желание получить заветную «корочку» любой ценой обернулось тем, что тысячи дипломированных юристов-экономистов сегодня безуспешно обивают пороги работодателей. И рады, если им удаётся найти работу с зарплатой в 15-20 тысяч рублей. При этом на заводах и стройплощадках можно зарабатывать намного больше.
— В нашем районе один из самых низких уровней безработицы в республике. Но и у нас насчитывается не одна сотня свободных вакансий по рабочим профессиям, – говорит глава Администрации района Айдар Суфиянов. – Активно строится жилье; только на капремонт ежегодно направляется около 100 миллионов рублей. Казалось бы – вот сферы, куда идут «живые» деньги. Иди, зарабатывай! Но строителей, электриков, сантехников всё меньше и меньше.
— Проблему нехватки инженерно-технических работников мы более-менее закрываем. Но вот рабочих нам катастрофически не хватает, – соглашается заместитель генерального директора АО «УТС-Туймазыхиммаш» Александр Тарасов.
Возможно, пройдёт совсем немного времени и проект «Алтын кулдар» закроет эту проблему не только в отдельном районе, но и во всей республике. В этом и заключается его основная цель – отладить взаимодействие между школой, средне-специальными образовательными учреждениями и работодателями. Судя по результатам (за четыре года работы в него оказались вовлечены десятки школ, колледжей, предприятий), его не «заболтали» и не превратили в «мероприятие для галочки».
Да, создавался он в первую очередь для популяризации рабочих профессий. Но, глядишь, что-то полезное отсюда возьмёт и система высшего образования. Не зря же им заинтересовались специалисты не только республики, но и страны.