Все новости
Образование
1 Ноября 2018, 19:07

Проект «Алтын кулдар» – это шанс сбалансировать рынок труда

Цифрыи факты, которые прозвучали на региональном форуме сетевой индустриальной школы«Алтын кулдар», для многих стали полной неожиданностью.

Цифры и факты, которые прозвучали на региональном форуме сетевой индустриальной школы «Алтын кулдар», для многих стали полной неожиданностью. И заставили иначе взглянуть на проф-ориентационную работу, которой было посвящено это мероприятие.

Восемь девушек и трое парней из школы №2 выразили желание обучаться основам электромонтажа на профориентационных курсах в индустриальном колледже.

Среди девятиклассников туймазинских школ, желающих научиться рукоделию, немало представителей сильного пола.

А кто на хозяйстве?
Взять хотя бы данные, озвученные представителем Финансового университета при Правительстве РФ. Недавно его студенты провели опрос на тему «Кем вы хотите быть?», в котором приняли участие подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Ответы 16 тысяч респондентов (опрашивали школьников всей страны, от Краснодара до Южно-Сахалинска) ошеломляют: большая часть девушек видит себя в «героических» профессиях – сотрудниками МЧС, военными, полицейскими. Ну а парни хотят заниматься... ведением домашнего хозяйства.
В чём причина такой метаморфозы? Специалисты сетуют, что многие мальчишки живут в неполных семьях и их воспитанием занимаются мамы и бабушки. Вырастая под жёсткой женской опекой, представители сильного пола не желают брать на себя ответственность и проявлять лидерские качества. А потому звучавшие на форуме предложения переложить профориентационную работу на родителей не нашли должного отклика. Так ведь и до матриархата недалеко!
С другой стороны, многие участники дискуссии высказались против того, чтобы этим занимались лишь педагоги. И дело не только в их высокой загруженности. Реалии таковы, что сегодня для этого требуются глубокие специализированные знания. А много ли математиков или историков разбираются в профессиограммах и тонкостях психологии труда?
Не лучшим вариантом признали и обращение на профильные сайты. По мнению педагогов, ответы на одни и те же тестовые вопросы могут варьироваться под влиянием множества факторов: степени усталости ребёнка, недавно прочитанной книги, времени года… Лучший вариант – взаимодействие с живым человеком, который
поможет сделать правильный профессиональный выбор.

Ганс выбирает яхту
Знаете, как поставлена профориентационная работа в Германии? – обратилась к залу доктор психологических наук, профессор Елена Пряжникова. – В 14 лет каждый подросток получает письмо от министерства труда примерно такого содержания: «Дорогой Ганс! Германский рынок труда ждёт тебя».
«Если ты умеешь и любишь работать руками, перед тобой открыты двери профессиональных колледжей страны (следует перечень учебных заведений). Получив образование и устроившись на работу, ты можешь претендовать на...» И далее даются три броские картинки: двухэтажный дом, увесистый мешочек с евро и двухмачтовая яхта.
С новой строки идёт следующий текст: «Если ты хочешь получить высшее техническое образование и стать инженером, к твоим услугам – ведущие вузы Германии...». Но на картинках – уже одноэтажный дом, тощий мешочек с деньгами и одномачтовая яхта.
И наконец: «Если ты хочешь стать научным работником, тебя ждут лучшие университеты Европы, США, Канады...». Но на картинке нарисована квартира в многоэтажке, а на месте денег и яхты – прочерки. Почему так? Объясняется: «Принесёт твоя светлая голова дивиденды экономике Германии – перечень бонусов будет расти до бесконечности». И вот здесь Ганс или Гретхен задумываются, что выбрать: много лет учиться, а затем всю жизнь доказывать свою профессиональную состоятельность или же освоить «земную» профессию и гарантированно обеспечить себе и своей семье пусть не шикарную, но безбедную жизнь?
Для нас это тоже повод задуматься – только 20 процентов нынешних профессий подразумевают наличие высшего образования. А дипломы вузов нынче имеют 70(!) процентов молодых россиян.
Желание получить заветную «корочку» любой ценой обернулось тем, что тысячи дипломированных юристов-экономистов сегодня безуспешно обивают пороги работодателей. И рады, если им удаётся найти работу с зарплатой в 15-20 тысяч рублей. При этом на заводах и стройплощадках можно зарабатывать намного больше.
— В нашем районе один из самых низких уровней безработицы в республике. Но и у нас насчитывается не одна сотня свободных вакансий по рабочим профессиям, – говорит глава Администрации района Айдар Суфиянов. – Активно строится жилье; только на капремонт ежегодно направляется около 100 миллионов рублей. Казалось бы – вот сферы, куда идут «живые» деньги. Иди, зарабатывай! Но строителей, электриков, сантехников всё меньше и меньше.
— Проблему нехватки инженерно-технических работников мы более-менее закрываем. Но вот рабочих нам катастрофически не хватает, – соглашается заместитель генерального директора АО «УТС-Туймазыхиммаш» Александр Тарасов.
Возможно, пройдёт совсем немного времени и проект «Алтын кулдар» закроет эту проблему не только в отдельном районе, но и во всей республике. В этом и заключается его основная цель – отладить взаимодействие между школой, средне-специальными образовательными учреждениями и работодателями. Судя по результатам (за четыре года работы в него оказались вовлечены десятки школ, колледжей, предприятий), его не «заболтали» и не превратили в «мероприятие для галочки».
Да, создавался он в первую очередь для популяризации рабочих профессий. Но, глядишь, что-то полезное отсюда возьмёт и система высшего образования. Не зря же им заинтересовались специалисты не только республики, но и страны.
Читайте нас: