Бурное развитие компьютерных технологий повлекло за собой рост киберпреступлений. В их числе кражи паролей кредитных карт и банковских реквизитов, рассылка вредоносных программ, распространение недостоверной информации, в том числе клеветнического характера. Очень часто одно такое преступление наносит куда больший ущерб, нежели несколько «привычных» противоправных деяний, считает судья Туймазинского межрайонного суда Евгений СТЕПАНОВ. Как показывает практика, опытный хакер способен в течение нескольких минут похитить не один миллион рублей.
- Евгений Николаевич, как считаете, сегодня правоохранители могут бороться с такими преступниками на равных?
— Подобные преступления существенно отличаются от традиционных. Большинство из них совершается удалённым способом, то есть отсутствует прямой контакт между злоумышленником и потерпевшим. А значит привычная методика выявления и доказывания здесь уже не работает. Впрочем, сегодня это не представляет для нас особой сложности, ведь и правоохранители многому научились. К примеру, при необходимости следствие может запросить у оператора информацию, которая хранилась на сервере не один год, и таким образом отследить интернет- или телефонные соединения. В дальнейшем полученная информация используется при доказывании. Другой пример: современные технологии позволяют определить местонахождение подозреваемого через уличные камеры видеонаблюдения и только по приметам, с помощью специальных программ установить его личность.
- Когда такие дела доходят до суда, нередко можно слышать претензии на длительные сроки их рассмотрения.
— В ходе доказывания любого уголовного преступления важны детали. Это в полной мере касается и киберпреступлений. Нюансов здесь более чем достаточно: к примеру, нужно не просто установить IP-адрес компьютера, с которого злоумышленник выходил в сеть интернет, но и доказать, что именно он работал за ним в тот или иной момент времени. А ведь большинство киберпреступников – профессионалы своего дела. Они частенько используют программы, которые позволяют им хорошо замаскироваться. Человек может сидеть в соседнем кабинете, а сервер выдаёт информацию, что он находится в другой стране. Более того, нередко члены организованной преступной группы живут в разных регионах, а то и за границей. И не знают друг друга не то что в лицо – даже по имени, отзываясь только на постоянно меняющиеся псевдонимы (ники).
В качестве примера приведу дело, которое недавно рассматривал. Четыре молодых человека – жители Пермского края, Татарстана, Дагестана и Украины, сумев проникнуть на сервер одной из туймазинских организаций, похитили восемь миллионов рублей. Эту сумму они частями перевели на подставные сим-карты, потом – на банковские карты и затем обналичили. Конспирация у них была высочайшей. Тем не менее их удалось найти, доказать вину и привлечь к ответственности.
- Выходит, обыватель абсолютно беззащитен перед киберпреступниками?
— В большинстве случаев речь идёт о беспечности или невнимательности. Нередко человек подключает к банковской карте ту или иную услугу (либо получает карту определённого функционала), а когда остаётся без денег, только разводит руками. Впоследствии выясняется, что с такой карты можно снять деньги даже после того, как владелец, по его мнению, карту закрыл.
В ряде регионов страны был зафиксирован и такой вид мошенничества: злоумышленники выкупали у операторов сотовой связи использованные сим-карты и получали беспрепятственный доступ к почтовым ящикам, электронным кошелькам, карточным счетам и другим сервисам россиян.
Были случаи, когда человек передавал банковскую карту родственнику или случайному знакомому, с которым они вместе выпивали. После этого он не видел ни собутыльника, ни денег.
От действий киберпреступников страдают не только физлица. Вот ещё один случай из нашей практики: на уфимскую организацию через «Авито» вышел туймазинец, пожелавший приобрести оргтехнику стоимостью более миллиона рублей. И даже переслал продавцу свои паспортные данные (впоследствии выяснилось, что они были поддельными). Когда груз прибыл в Туймазы, он попросил продавца переслать сведения о реквизитах в подтверждение отправки груза. Получив документ, он подделал личные данные отправителя, забрал оргтехнику и, не заплатив ни копейки, убыл в неизвестном направлении. К счастью, мошенника удалось задержать и вернуть груз владельцу. Хочется верить, что подобный урок станет примером более осторожного подхода к интернет-покупкам и продажам. Ведь доверие – понятие достаточно условное.
Недавно рассматривалось дело: между двумя туймазинскими бизнес-партнёрами испортились отношения и один из них не придумал ничего лучше, как взломать почту другого и от его имени отправить знакомым письмо с просьбой выслать ему приличную сумму. Деньги он получил. А когда обман вскрылся, стал фигурантом уголовного процесса.
- Можете описать нынешнего киберпреступника?
рудированный человек с высшим (иногда не одним) техническим образованием. Для видимости он занимается низкооплачиваемой деятельностью. Но понастоящему выкладывается на другой «работе», оснащённой современным компьютерным оборудованием, устройствами для изготовления и чтения банковских карт, взламывания паролей.
Человек может сидеть в соседнем кабинете, а сервер выдаёт информацию, что он находится в другой стране.
Хочется верить, что с каждым годом он чувствует себя менее уютно. Ведь и мы не стоим на месте: технически подкованными становятся следственные органы, развивается законодательство. Применение современных технологий при совершении преступления сейчас считается отягчающим обстоятельством. А значит, влечёт более строгую ответственность. Главное – чтобы и люди не теряли бдительность: не сообщали свои персональные данные кому попало, не перечисляли деньги неизвестному адресату, не взвесив как следует все «за» и «против». Потому что, судя по нашей практике, доверчивость очень часто выходит боком.