Многие люди ведут себя так, словно у них девять жизней: едят что попало, носятся на бешеных скоростях по дорогам, нервничают по поводу и без. В итоге – инфаркты, инсульты, ДТП и ситуации, при которых они попадают в руки врача-реаниматолога Дамира НАСИБУЛЛИНА.
Нет, мужик, ты не уйдёшь!
Своих пациентов Насибуллин старается не запоминать. Что он делал, спасая жизнь, алгоритм действий, результат, разумеется, помнит, а как выглядел и при каких обстоятельствах человек пострадал и попал на реанимационный стол – нет. Иначе можно «выгореть». Это на Западе в реанимации принято работать не больше семи лет. А у нас, во-первых, нет кадров на замену, во-вторых, специалисты с большим опытом – люди старой закалки, от трудностей убегать не привыкли.
Вот и Дамир Фанурович вполне мог бы уйти на пенсию, продолжая работать где-нибудь в платной клинике. Но нет:
— И на работе сложно, и без неё невмоготу, – признаётся он. – Да и как бросить свою команду во главе с руководителем отделения – профессионалом своего дела Александром Ганиным? Не хочется их подводить.
Три десятилетия работы научили Насибуллина не сдаваться даже в самых безнадёжных случаях. Один такой эпизод Дамир Фанурович помнит до сих пор.
— Привезли мужчину, без сознания, пульс практически не прощупывался, – рассказывает доктор. – Несмотря на реанимационные мероприятия, сердце остановилось. Я продолжал делать непрямой массаж сердца – без толку. Подали дефибриллятор: разряд – ноль реакции, увеличили импульс – без результата. Тут я не выдержал и заорал: «Нет, мужик, ты не уйдёшь!» Снова дали разряд. И сердце «завелось»!
Дело было ночью. Утром пришёл его проведать – просто чтобы убедиться, что он жив. Шёл с опаской. Смотрю, а он сидит в палате на кровати.
Остановка сердца, клиническая смерть, откуда людей «достаёт» реаниматолог, – не такое уж редкое в отделении явление. Ведь в Туймазы привозят пациентов не только из нашего района, но и из Шаранского, Бакалинского. Летом поток пациентов возрастает – очень много пострадавших автомобилистов, мотоциклистов. Впрочем, инфарктников тоже хватает.
Воля к жизни – решающий фактор
- Дамир Фанурович, исходя из собственного опыта, скажите: кто более живучий – мужчина или женщина?
— При прочих равных условиях женщины выживают чаще. Особенно, если речь идёт о сердечно-сосудистых заболеваниях. При показателе гемоглобина 30 мужчина едва живой, а женщина ещё и ходит. Прекрасный пол более вынослив, лучше приспосабливается к меняющимся условиям. Мужчины сильнее духом – потому что их растят в более жёстких условиях, они крепче физически, но быстрее уходят.
Очень много зависит от генетики человека, от образа жизни, который он вёл. Естественно, тех, кто вредит себе в обычной жизни излишествами, плохими привычками, спасать сложнее. Один из важнейших факторов – настрой, воля к жизни человека. Ведь врачи только помогают в болезни, а пациент сражается с недугом сам. Ну, если хотите, есть неочевидный пока вывод: люди с первой группой крови выживают чаще, чем со второй.
- Какой совет дадите читателям, чтобы они не попадали в ваши руки?
— Во всём должна быть мера. Начиная от того, что вы пьёте, едите, завершая другими ежедневными ритуалами. Любое излишество, будь то еда, занятия спортом, чрезмерный физический труд, будет во вред.