Рождение близнецов – явление довольно редкое. Если верить статистике, шанс стать родителями однополых близняшек равен 1:85. А уж вероятность появления на свет разнополых детей и того ниже. В давние времена подобное случалось только в семьях монархов, поэтому их так и назвали – королевская двойня. Накануне Международного дня близнецов, который отмечался в последнее воскресенье мая, мы поговорили об особенностях воспитания таких детишек с многодетной мамой Светланой Шерматовой.
— Светлана, у вас четверо детей, а в наше время это роскошь. Как вы на это решились?
— Нашей старшей дочери Линаре 15 лет, сыну Артёму – девять. К сожалению, он страдает тяжёлой формой ДЦП. После его рождения мы долгое время даже не думали о третьем ребёнке. Все наши силы уходили на бесконечные реабилитации, поиски нужных врачей, лекарств, чудодейственных средств. Но постепенно мы осознали, что хотим ещё малыша. Может, даже не столько для себя, сколько для Линары – чтобы у неё появился родной человек, способный поддержать, готовый отвечать на её сестринскую любовь и заботу, который всегда будет рядом. Поэтому для нас с супругом это был осознанный, взвешенный шаг.
— Но судьба приготовила вам поистине царский подарок. Не побоялись двойной ответственности?
— О том, что у нас будет двое детей, узнали в самом начале беременности – первое УЗИ показало два бьющихся сердечка. Шока или удивления эта новость не вызвала, потому что в наших семьях рождение близнецов не редкость. Была лишь большая радость и благодарность судьбе. Это счастливое событие случилось в непростой период нашей жизни, но мы были уверены, что справимся. В то время мы жили в Самаре. Понимая, что одним с четырьмя детьми нам будет сложно, решили вернуться в Туймазы – поближе к родителям. Здесь у мужа был свой дом, он устроился на хорошую работу. Постепенно жизнь наладилась. Даже то, что двойняшки Азамат и Ясмина родились недоношенными и поначалу имели проблемы со здоровьем, нас не пугало. Мы смотрели на два наших сладких комочка и понимали – одного малыша нам было бы мало.
— В тот момент на мне оказалось трое младенцев, ведь Артём тоже требует определённого ухода – он обездвижен. У всех троих – разный режим. Поначалу было тяжело. У Ясмины обнаружились нарушения ЦНС, она плохо спала, ночами мне приходилось носить её на руках, иногда я засыпала прямо на ходу. К счастью, Азамат с рождения был очень спокойным. Муж помогал по мере сил, но ему приходилось много работать, чтобы обеспечивать семью. Очень выручала старшая дочь – она могла посидеть с младшими, накормить, переодеть. Но, несмотря на все трудности, мы были счастливы. Дети хорошо набирали вес, постепенно Ясмина преодолела последствия преждевременных родов. Просто осознавать, что наши дети здоровы, каждый день наблюдать их развитие доставляло такую радость, что все трудности забывались напрочь. К тому же свекровь практически полностью взяла на себя заботу об Артёме. Я искренне благодарна за всё, что она для нас делает. Именно понимание того, что у меня есть крепкий тыл и надёжные помощники, поддерживало меня в трудные минуты.
— Обычно двойни отличаются по складу характера и темпераменту. Как это проявляется у ваших детей?
— Разница была видна ещё в роддоме. Азамат – мальчик с мягким характером, до недавнего времени он был очень привязан ко мне. Ясмина – полная его противоположность. Видимо, сказалось то, что с первых секунд ей пришлось бороться за жизнь. Этот внутренний стержень и твёрдость духа явственно чувствуется в её характере – она редко плачет и всегда добивается своего.
И всё же они очень привязаны друг к другу. Это не просто сила привычки, это настоящая связь. Друг без друга им скучно, они чувствуют себя потерянными. Даже в младенчестве, лёжа в разных кроватках, они вели долгие «беседы» на своём языке. С возрастом эта связь лишь крепнет: если поначалу они могли ссориться и даже драться из-за понравившейся игрушки или отбирать друг у друга лакомства, то теперь уступают и всем делятся. В течение дня они вместе, не разлучаются ни на минуту. Вместе едят, вместе придумывают игры – им всё меньше нужна моя компания. Вообще, могу с уверенностью сказать, что с близнецами тяжело только первые полтора-два года. Потом растить двойню
даже легче, чем одного ребёнка.
С рождением близнецов наша жизнь поменялась кардинально. Речь не только о смене места жительства и привычного уклада. Двойняшки поменяли наше мировоззрение. Раньше мы жили будущим, думая – вот когда Артём поправится, у нас всё будет хорошо. Был некий рубеж, который нас ограничивал. Азамат и Ясмина научили нас радоваться сегодняшнему дню, ценить момент, не ждать, а жить прямо сейчас – улыбаться, бегать, прыгать, радоваться. Они принесли в нашу семью ощущение жизни, причём в двойном размере.