Все новости
События и факты
5 Июня 2020, 23:55

Житель Башкирии строит уникальный музей во дворе собственного дома

В селе Кандрыкуль Туймазинского района в небольшом частном музее выставлены многочисленные экспонаты, которые на протяжении всей жизни собирал 67-летний Раян Багаутдинов. Ранее все они хранились в сарае и ждали своего часа.

В селе Кандрыкуль Туймазинского района в небольшом частном музее выставлены многочисленные экспонаты, которые на протяжении всей жизни собирал 67-летний Раян Багаутдинов. Ранее все они хранились в сарае и ждали своего часа.
Музей в кредит
После выхода на пенсию Багаутдинов занялся систематизацией накопленного материала. А чтобы он стал доступным большему числу людей, решил построить у себя во дворе музей и выставить в нём экспонаты на всеобщее обозрение. Собственных накоплений на осуществление давней мечты Багаутдинову не хватило, поэтому он взял кредит и собственными руками построил небольшое светлое помещение. К делу подошёл с выдумкой, используя в строительстве даже брёвна из кладовой прадеда Хасана. Раян Талбутдинович приладил их по периметру здания в качестве потолочных опор.
— Они для меня как талисман. Сделал это, потому что мне хотелось ощутить присутствие предков, – рассказывает сельчанин. – Чего греха таить, в память о них я и взялся за это дело. И сразу нашлись единомышленники: меня поддержали одноклассники Фасим Гашимов и Ирик Фатхлисламов, с которыми мы дружим со школьной скамьи.
В частном музее гармонично соседствуют предметы, которые относятся к разным эпохам. Под потолком на жёрдочке-пружине подвешена детская колыбель-бишек. Рядом – заправленная домотканым покрывалом железная кровать, из-под которой выглядывает сидящая на яйцах гусыня. Ненастоящая – вязаная, но выглядит как живая. Здесь же прялка и домашняя утварь, многочисленные инструменты, которые были в ходу у наших прадедов. В центре – стенд с именами кандрыкулевцев-участников Первой мировой и Великой Отечественной войн. Рядом фотографии современников, которые сегодня «пишут» историю населённого пункта. В числе редких экспонатов – проржавевший магазин пятизарядного карабина времён Великой Отечественной войны, черепки глиняной посуды, старая деревянная арба.
И забросил мужик невод
Центральное место в экспозиции занимают рыболовные снасти – их около 30 видов. По ним запросто можно проследить эволюцию рыболовства. Немалая их часть досталась краеведу от предков, в том числе отцовский бредень. Другие он смастерил своими руками. Всё в рабочем состоянии. Так что можно хоть сейчас отправляться на рыбалку и удить всеми известными, в том числе первобытным, способами. Раян Талбутдинович продемонстрировал прародительницу современной удочки, которую он сделал сам. Сложно представить, что наши предки ловили рыбу удилищами из ивовых прутьев, в которых роль лески играл конский волос, а к нему крепились кованый крючок и поплавок из гусиного пера. Интерес краеведа к рыболовству вполне объясним. По его словам, в селе Кандрыкуль издавна существовала рыболовная артель, которая в годы Гражданской войны снабжала рыбой красноармейцев. Впоследствии её стали называть «Кызыл балыкчи» («Красный рыбак»). В ней некоторое время трудился отец краеведа Талбутдин Разакович.
— В озере в изобилии водились язь, окунь, налим, плотва, – рассказывает Раян Талбутдинович. – Рыбу ловили тоннами, снабжая ею Кандринский (он тогда не входил в состав нашего района) и Туймазинский районы. Лов не прекращался и в зимнее время. Для этого использовали установленную на берегу лебёдку. К ней привязывали невод, который забрасывался в одну прорубь и протаскивался до другой, растягиваясь подо льдом на сотни метров. В лебёдку – её называли «баратка», от татарского «бер атка» (одна лошадь) – впрягали лошадь, которая вращала механизм и вытаскивала из воды невод с рыбой.
Один строим – два в уме
Не прекращая свой рассказ, Багаутдинов ведёт нас в конец двора, спускающегося к берегу озера, гле мы обнаружили ещё одну музейную постройку.
— Это дом рыбака-крестьянина. Но его ещё предстоит довести до ума, – пояснил нам экскурсовод. – В нём будет всё, как в старину: лубяная крыша, лавки вдоль стены и старинная печь на полдома. Планирую угощать посетителей музея хлебом, испечённым в ней по дедовским рецептам.
И это ещё не всё. На своём участке вдоль берега Кандры-куля неугомонный сельчанин высаживает можжевельник, шиповник, ежевику.
— Флору и фауну озера надо восстанавливать, – убеждён он. – Пусть и на отдельно взятом участке.
Читайте нас: