Все новости
События и факты
22 Июня 2020, 14:35

Житель Башкирии реставрирует ретроавтомобили в гараже своего дома

Реставратор Венер Усманов вернул 67-летний автомобиль в первоначальное состояние

Мечта о собственном автомобиле «ГАЗ-67А» сопровождала Венера Усманова всю жизнь. Впервые он увидел его 12-летним мальчишкой и буквально влюбился. «Вырасту, куплю себе такой!» – решил он. Но годы шли, а мечту всё не удавалось воплотить в жизнь. Она осуществилась лишь пять лет назад. На тот момент машина скорее напоминала груду металлолома нежели средство передвижения. Мастер на все руки не просто восстановил автомобиль практически с нуля – он его реставрировал, используя при ремонте исключительно оригинальные запасные части.

Реставраторы – особенные люди

Титаническую работу реставраторов автомобилей нельзя оценить деньгами. Удовольствие мастерам доставляет сам процесс и возможность сохранить редкие экземпляры, бывшие некогда гордостью конструкторов и дизайнеров.
— «ГАЗ-67А» – советский военный полноприводный легковой автомобиль с открытым кузовом, – рассказывает Усманов. – Его серийное производство наладили в 1943 году. В войну он использовался для перевозки пехоты, раненых и как лёгкий артиллерийский тягач. Вместо дверей в нём были проёмы, благодаря чему можно было беспрепятственно покинуть машину. В непогоду эти проёмы закрывали специальными брезентовыми фартуками. Вместо крыши – съёмный тент. За создание «ГАЗ-67А» его конструктора Виталия Андреевича Грачёва завод представил на соискание Сталинской премии, но в 1944 году эту премию не давали (Грачёв был удостоен ею за другие разработки в 1942 и 1951 годах).
В послевоенное время автомобиль использовался органами Госбезопасности, в геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве. Но лично у меня он ассоциируется с военным лихолетьем. Восстанавливал его в память об отце – участнике войны Хикматулле Шайдуллиновиче.

Хоть на солярке, хоть на бензине

Расход топлива у «ГАЗ-67А» – 15 литров низкооктанового бензина на 100 км. По словам реставратора, машина не привередливая – в войну она ездила даже на солярке, смешанной с бензином.
— Очень долго искал именно эту модель автомобиля. Лишь с появлением интернета я смог, наконец, найти и купить «ГАЗ-67А». Сейчас понимаю, что не стоило спешить с этой покупкой. Можно было повременить и подыскать подобную марку машины в лучшем состоянии, на её восстановление ушло бы меньше сил и средств. Но на тот момент я был недостаточно опытным реставратором и упустил из виду, что в приобретаемом раритете не хватает 60% деталей, а некоторые заменены новоделом, от которого пришлось избавляться. Недочёты обнаружились уже дома, в гараже, когда разобрал машину по винтикам и составил внушительный список деталей, требующихся для её восстановления.
Собирал оригинальные запасные части по всей стране. Эта машина давно снята с производства, детали к ней не выпускают, поэтому их пришлось покупать втридорога. Некоторые изготавливал или заказывал у реконструкторов. Фары купил в Самаре, а лобовые стёкла выполнены по моему заказу в городе Димитровграде. Они, как и положено, складываются и пристёгиваются зажимами. Наверное, немногие знают, что в войну стёкла «прятали» в целях маскировки.

Слесарь, сварщик, жестянщик

Реконструкция авто началась с кузова. Усманов очистил его от ржавчины, выправил повреждённые места, а самые ветхие вырезал и на их место вварил новые куски металла. Причём не современного, а того, что выпускался 50 лет назад. После покраски кузов выглядит, как новенький.
Немало хлопот доставила реставратору внутренняя отделка салона, в котором не было ни сидений, ни руля. Многие советовали ему для практичности сделать обивку сидений из кожи. Но он сшил её из плотной ткани цвета хаки, по структуре напоминающей брезент. Из этого же материала изготовил и тент.
— Нельзя использовать материалы, которые не существовали в годы выпуска машины, – говорит Венер Хикматуллинович. – Уступок в нашем деле быть не должно, иначе вместо реставрации можно скатиться до банального ремонта.
Все сварочные, жестяные и покрасочные работы Усманов выполнил сам. Лишь за электрикой обратился к товарищу Николаю Цыганову. А после восстановления зарегистрировал автомобиль в ГИБДД. Так что раритет вновь стал полноправным хозяином автодорог.

Раритеты ждут своего часа

«ГАЗ-67А» – не единственная техника, которую реконструировал Усманов. Больше 10 лет назад он восстановил легенду советского мотоспорта «Иж-49», который выпускали с 1951 по 1958 годы. С тех пор каждое 9 Мая мотоцикл можно видеть в колонне демонстрантов на параде в честь Дня Победы.
В гараже Венера Хикматуллиновича своего часа дожидаются и другие раритеты – «Опель Кадет» 1936 года выпуска, Рендж Ровер «Классик» 1973 года выпуска, «ГАЗ-69», «Москвич-401» 1955 года выпуска, над которыми трудится реставратор. Он планирует восстановить все эти автомобили и организовать музей ретро-техники.

Самоделкин

Увлечение техникой у Усманова проявилось в раннем детстве. Многодетная семья, в которой отец-фронтовик рано ушёл из жизни, жила тяжело. Из нарядов в гардеробе семьи были лишь ватная фуфайка, домотканые рубашка и штаны. Лишних денег на детские «хотелки» не было. И тогда десятилетний Венер, мечтающий о новеньком велосипеде, взял и смастерил себе подобное средство передвижения. Запасные части к нему искал на свалке или выменивал у товарищей на марки и спичечные коробки.
А позже смышлёный мальчуган смастерил микромотоцикл. За него ему не раз влетало от соседей, которых раздражал рёв мотора — они ругали юного самоделкина и даже бросали в него камни. Но остановить парня уже никто не мог. После этого пошли серьёзные мотоциклы, а потом и машины. Смастерив новое средство передвижения и поездив на нём некоторое время, Венер продавал его или обменивал на другую технику, требующую восстановления.
В своё время Венер увлёкся мотогонками и даже перебрался в Москву, где участвовал в различных всероссийских и международных гонках. У него первый разряд по мотоспорту. Но с возрастом мотогонки ушли на второй план и наш земляк вернулся на малую родину. Трудился сварщиком на предприятиях района, а потом открыл своё дело.
Сейчас Усманов на заслуженном отдыхе, который посвящает давней мечте – реставрации техники.
Читайте нас: