Точную дату своего дня рождения Гульсумьямал Хасанова не помнит. По одним документам на свет она появилась 1 января 1915 года, по другим – 1 июля. В те годы путаница в датах была делом привычным – никакой цифровизации и в помине не было.
А вот первые годы жизни в родной деревне Караново Буздякского района помнит хорошо – они стали самым счастливым и безмятежным временем в её непростой судьбе. В гражданскую войну погиб отец – Гульсумьямал тогда и восьми лет не было. Мать вышла замуж во второй раз и не сразу смогла забрать дочь в новую семью. Девочку приютил дядя – брат матери. Жилось трудно, приходилось выполнять всю чёрную работу по дому, пасти овец. Ни о какой учёбе и речи не было, так и осталась Гульсумьямал неграмотной. Даже когда мама забрала её к себе, жизнь в доме отчима слаще не стала. Замуж выскочила рано, одного за другим родила четырёх сыновей. Когда началась война, Гульсумьямал носила под сердцем пятого ребёнка. Мужа, ушедшего на фронт, она больше никогда не увидит. Уже через год ей пришло сообщение, что он пропал без вести.
— Во время войны была разнорабочей в колхозе. Пахали наравне с мужчинами – сеяли, косили. Почти всё делали вручную, технику и лошадей берегли для фронта. А по вечерам после работы ещё и посылки для солдат собирали, вязали носки, варежки. Было и холодно, и голодно. В те годы я двоих сыновей потеряла, – вспоминает старожил.
После войны уехала на золотые прииски в Свердловскую область. Старший сын там осел, а Гульсумьямал с младшим Назиром приехали в Кандры, купили небольшой домик. Работала дояркой на ферме, разнорабочей на железной дороге, сторожем, уборщицей... А когда стукнуло пятьдесят, влюбилась!
— Человек был хороший, добрый, замуж позвал. Была-не была – решилась, а через три года муж сильно заболел и умер. Одного за другим не стало моих сыновей.
Так и осталась Гульсумьямал Имангалиевна одна-одинёшенька. Как говорят соседи, человек она доброй души, всю жизнь помогала людям. И вот однажды приютила в своём домишке семью Хамидуллиных – переселенцев из Узбекистана. Вот уже четверть века живут они вместе. Супруги Райса и Галимжан и их дочери ласково называют её мамой, а та считает их своими детьми. Райса день и ночь находится рядом с ней.
— Хорошо помню нашу первую встречу, – рассказывает она. – Я увидела милую, приветливую бабушку. Очень опрятную, чистоплотную, работящую. До 100 лет она работала в огороде, вела хозяйство, вязала, но годы берут своё. После векового юбилея начало подниматься давление и пропадать память. Теперь мама чаще дремлет на диване, изредка читает молитвы. Из-за неграмотности она сроду не читала газет, наверное потому и не тратила себе напрасно нервы. Кушает понемногу и только домашнюю пищу, очень любит каши. У нас две козы в хозяйстве. Каждый день она пьёт свежее козье молоко. Всегда от души благодарит. И ни на кого не держит зла – ни на людей, ни на судьбу.