Говорят, что в юность нельзя вернуться. Но 69-летний житель деревни Нуркеево Зинур Ямгутдинов доказывает обратное. В прошлое он попадает на машинах своей молодости: грузовом автомобиле ГАЗ-51, на котором работал водителем в Тукаевском отделении Туймазинского совхоза, и ГАЗ-21 «Волга» – на ней он возил управляющего «Сельхозтехники». Обе эти машины в советские времена выпускали на Горьковском автозаводе. Они давно сняты с производства. Однако сельчанин успешно их восстановил и колесит на них по городам и весям.
— «Волга», на которой я работал, была самого модного в те годы цвета морской волны, – вспоминает Зинур Инсафетдинович. – На ней мы с супругой ездили в ЗАГС регистрироваться. Я за рулём, она – в фате и белом платье рядом со мной. Наш свадебный «кортеж» состоял из двух машин – вторая тоже была «Волга», на которой ехал мой коллега. За свою жизнь я не раз восстанавливал машины. На то, чтобы купить новую, денег не хватало – семья, трое сыновей. Приобретал по дешёвке старую технику, ремонтировал и ездил. Спустя время продавал её и покупал другую. К тому времени, когда я решил, наконец, обзавестись снятой с производства «Волгой», опыта по реставрации у меня было хоть отбавляй. Искал ГАЗ-21 сначала в нашем районе. Увы, те варианты, которые предлагали, меня не устраивали. Нашёл подходящую машину в селе Аксаково Белебеевского района. Автомобиль был изрядно потрёпан, но на ходу – так что для транспортировки даже не пришлось заказывать эвакуатор. Мы пригнали его вместе с одним из сыновей.
В ретро-автомобиле Ямгутдинова привлекло не только его состояние, но и внешний вид. На капоте авто красовался хромированный олень – символ Горьковской (ныне Нижегородской) области. Дело в том, что фигурка этого животного украшала только первую и вторую серии легковушки. Потом стали выпускать машины без этого украшения. Разобрав автомобиль, реставратор принялся искать запасные части для его восстановления – потратил на это несколько лет!
— Сложностей в ремонте не было, – рассказывает Зинур Инсафетдинович. – Проблема была лишь в приобретении запасных частей, ведь последняя машина этой марки сошла с конвейера в 1970 году. Восстановил прошлые контакты – обзвонил коллег, с которыми когда-то работал. Многие откликнулись и бесплатно отдали имеющиеся у них нужные мне детали. Но кое-что пришлось покупать втридорога. К примеру, я заменил три крыла на автомобиле, а четвёртое всё никак не мог найти. На одном из сайтов мне предложили его за 12 тысяч рублей, после торга отдали за девять.
Все ремонтные работы выполнял сам, частенько к этому делу подключались мои сыновья, помогал товарищ. Вместе мы поменяли обивку панели и салона, обновили сиденья. Когда машина была практически готова, неожиданно появились покупатели. Они предложили за неё новую «семёрку». Отказал и не жалею об этом. На «Волге» мы с супругой ездим в гости к сватьям. Выезжаем на ней в район по большим праздникам – 9 Мая и на Сабантуй. Чаще ездить не получается, так как она довольно тяжёлая. В обычное время по делам езжу на своей «семёрке».
И всё же один из отреставрированных автомобилей мне пришлось продать. Это был тентованный грузовик ГАЗ-51 1962 года выпуска. Восстанавливал его для себя, но через интернет о нём узнали сотрудники музея истории Горьковского автозавода. Два года назад они приехали из Нижнего Новгорода посмотреть на машину, понравилась – уговорили меня отдать. Теперь мой грузовичок входит в число музейных экспонатов. Потом купил ещё один ГАЗ-51. На нём я вожу дрова для своей бани, сено и солому для домашнего скота. Так что без дела ни одна моя машина не простаивает.