Новый МСК, который начнет работу в начале следующего года, способен перерабатывать 100 тысяч тонн отходов в год. Объект, в строительство и оснащение которого регоператор в общей сложности вложит 140 миллионов рублей, обеспечит работой восемь десятков человек. Наш разговор – с руководителем ООО «Экология Т» Ильнуром Шакировым.
– Ильнур Зямилович, в чем смысл строительства МСК?– В этом и заключается суть всей мусорной реформы – уменьшить количество отходов, которые мы в прямом смысле слова безвозвратно закапываем в землю, за счет более активного извлечения вторсырья и его повторного использования. В первые два года реформы перед нами стояла задача повсеместно организовать вывоз мусора. Считаю, с этой задачей мы справились. Сейчас необходимо активнее внедрять раздельный сбор мусора, а для этого необходим мусоросортировочный комплекс, строительство которого началось год назад. Ведь даже при раздельном сборе, который применяется сегодня, отходы требуют дальнейшей сортировки: по виду сырья, цвету и так далее.– То есть до появления МСК люди собирали отходы раздельно, а потом их благополучно хоронили на полигоне твердых коммунальных отходов?– Нет, сортировка отходов велась на полигоне вручную, часть их уходила на близлежащие МСК. Но гораздо важнее, что люди активно втягивались в этот процесс: когда мы поставили первые контейнеры для раздельного сбора отходов, то опорожняли их не чаще одного раза в месяц – настолько медленно они заполнялись. А сегодня – раз в неделю. Если человек не поймет, что нельзя валить в одно ведро, а затем в один контейнер органику, пластик и стекло, в строительстве подобных комплексов не будет никакого смысла. – Думаю, чтобы поменять людскую психологию, потребуются годы.– У нас просто нет на это времени. Весь этот процесс потому и назвали реформой, что за короткое время нужно поменять мировоззрение целой страны. Необходимость в этом назрела давно – растущие горы мусора с каждым годом все сильнее отравляют окружающую среду. А мы до последнего времени фактически бездействовали. Речь идет о бедствии в масштабах планеты. Вот лишь пара фактов: по данным экологов каждый житель Земли ежедневно съедает и вдыхает 330 микрочастиц пластика. А недавно пластиковый пакет обнаружили даже на дне Марианской впадины. Что вполне закономерно – если 30-40 лет назад мы годами ходили в магазин с одной сумкой, одной авоськой, то сейчас каждый раз берем в магазине новые пакеты. При этом вспомните, сколько внутри этого пакета находится других пакетиков, коробок и упаковок. Использовав содержимое, мы выбросим их в мусорное ведро, а через день-другой они окажутся на городской или сельской свалке. – Но практика показывает, что уговоры мало способны изменить ситуацию: человек чаще оценивает ее с точки зрения – выгодно мне это или нет?
– Действительно, до 90-х годов прошлого века макулатура, а тем более стеклотара на улицах не валялись. Потому что бутылка из-под молока, лимонада стоила в несколько раз больше ее содержимого. Возможно, решением проблемы станет установка пандоматов (автоматов, куда можно сдать вторсырье и получить за это деньги). Подобные агрегаты установлены во многих странах Европы, где услуга по сбору и вывозу отходов весьма недешевая. Там людям дали альтернативу: хочешь платить меньше – сдавай вторсырье. Вместе с тем на западе законом запрещено выбрасывать определенные виды отходов, которые можно использовать повторно. То есть, выкинул стеклянную бутылку в «общий» контейнер – получи штраф.
Довести переработку до 80 процентов
– Когда заработает комплекс, сколько мусора отправится на полигон ТКО, а сколько удастся использовать повторно?– Все зависит от того, насколько старательно люди будут сортировать свои отходы. В Туймазах на каждой площадке установлен отдельный контейнер для сбора вторсырья, куда можно сложить пластик, жестяные банки и стекло. Но всегда найдется нерадивый гражданин, который вывалит туда обычный мусор и испортит всю фракцию. Чтобы свести подобный риск к минимуму, мы поставили сетчатые контейнеры. Это дисциплинирует – окружающие видят, кто относится к проблеме в пониманием, а кто «свиничает».Повторюсь – когда уже дома мы научимся полностью отделять органику, количество извлекаемого вторсырья заметно возрастет. Если говорить о бумаге, пластике, металле, стекле – до 15 процентов от общей массы. Поверьте, это немало: сегодня для большинства российских полигонов и 5 процентов – труднодостижимая мечта. А если станем перерабатывать и органику, из которой можно изготавливать компостные удобрения, – до 80 процентов. В обозримом будущем для этих целей собираемся построить на полигоне площадки биокомпостирования.
– Представим, что быстро поменять людскую психологию, не удалось. В этом случае затея со строительством МСК обречена на провал? – В числе прочего оборудования в ближайшее время сюда поступит система «Грохот». Она позволяет просеивать органику, извлекая из отходов около 30 процентов пригодных для дальнейшего использования ресурсов. Но при комплексном подходе – а я в очередной раз говорю о «человеческом факторе» – эта цифра будет выше. – Любое производство должно быть рентабельным. Насколько экономически оправдано появление МСК? –Поясню на примере сбора стекла. Если зеленые, белые и коричневые бутылки сдавать «одной кучей», за килограмм нам дают 50 копеек. Если раздельно – уже три рубля. То же самое касается пластика: разделенная по цветам и спрессованная ПЭТ-бутылка реализуется нами по 25 рублей за килограмм. А если пластик промыть и размельчить, то при продаже эта цифра удвоится. Поэтому в перспективе у нас появится цех по подготовке пластика к переработке. Кроме того, сейчас мы ведем переговоры со стекольными заводами, чтобы они установили у нас оборудование для округления битого стекла. Это удешевляет его транспортировку и позволяет резко снизить процент брака при доставке. Но это все планы на перспективу, когда сырья будет в достаточном количестве. – Не может случиться так, что с появлением в стране большого числа мусоросортировочных комплексов у вас возникнут проблемы со сбытом?– Думаю нет. Не будет предприятий, готовых принять от нас бумагу, стекло и так далее – станем открывать такие производства сами. Сырье для повторного производства стекла, пластика и картона будет востребовано всегда.
– Может случиться так, что благодаря новому комплексу надобность в полигоне ТКО со временем отпадет?– В обозримом будущем этого, увы, не случится. Но зато полигон не будет расти такими темпами, как прежде. И срок его службы увеличится с нынешних 15 до 45 лет. В муниципалитете попросту станет чище. Ведь комплекс рассчитан на 100 тысяч тонн отходов в год, а в Туймазинском районе ежегодно собирается около 36-40 тысяч тонн. Чтобы его дозагрузить, будем завозить сырье с соседних районов. Подчеркну – не отходы, а именно сырьё. При этом здесь будет создано 80-100 рабочих мест. Правда, с кадрами у нас и сейчас напряженка. Так, наш водитель мусоровоза при графике «неделя работы – неделя отдыха» получает 35-40 тысяч рублей. Но людей не хватает! Поэтому просчитываем все возможные варианты решения кадрового вопроса. Возможно, будет привлекать людей из других регионов.
–После того, как новый комплекс заработает и выйдет на проектную мощность, что будет дальше?– Следующий этап – создание производств по переработке собранного нами вторичного сырья. И установка пандоматов.