Самые маленькие воспитанники структурного подразделения детского сада № 22 в городе Туймазы ещё не умеют читать и считать, зато знают, как выращивать помидоры и перцы. Они запросто отличают морские камни от речных и обожают рассматривать букашек под лупой.
С 2010 года детский сад работает по направлению «Экологическое воспитание». В рамках экспериментально-исследовательской деятельности педагоги разрабатывают и реализуют интересные, познавательные проекты. Например, в рамках проекта «Волшебная капелька» малыши знакомятся со свойствами воды. На занятиях «Огород на подоконнике» наблюдают, как овощи и зелень зимой и весной растут в комнате, а летом адаптируются в огороде на территории детского сада. В детском саду есть своя мини-лаборатория, куда детвора приходит ставить эксперименты.
— В этой баночке хранится мелкий речной песок, – рассказывает старший воспитатель Наталья Габдрахимова. – В её крышке есть отверстие, в которое вставляется одноразовая трубочка. Ребёнок дует в неё, и в банке возникает песчаная буря. Одна из главных целей эксперимента – научить детей бережному отношению к природе. Тому, что нельзя топтать цветы, а вот птичек кормить можно и даже нужно. Особенно зимой.
Учитель биологии школы № 2 города Туймазы Альбина Мухамадеева готовит своих учеников к такому будущему, где им не придётся жить в условиях постоянной борьбы с экологическими проблемами. Для этого шесть лет назад Альбина Флюровна создала в школе экологическую площадку. Она подразумевает работу по нескольким направлениям: проектную, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, проведение субботников и классных часов по теме защиты окружающей среды, посадку деревьев. Но самое главное – здесь учат тому, как подарить вторую жизнь вещам, которые планировалось отправить в мусорное ведро.
— Каждая семья выбрасывает большое количество пластика. Он разлагается до сотни лет, при этом наносит огромный вред природе. А мы предлагаем ученикам нести его в школу, – рассказывает Альбина Флюровна. – На уроках технологии вместе с педагогами Ольгой Лещенко и Оксаной Шаяхметовой ребята мастерят из пластика украшения интерьера или полезные изделия, например, метёлки. В ход идут не только пластик, но и обёрточная бумага, остатки ткани.
Благодаря неравнодушию педагога дети быстро становятся её соратниками, которым интересны биология и экология. Они с удовольствием участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах. В этом году семиклассница Софья Шокурова была признана победителем международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Старт в науку». В прошлом году Софья стала победителем республиканского экологического диктанта среди школьников, ещё четверо ребят – призёрами.
— Дети, живущие в городе, часто изолированы от природы, – говорит педагог. – Они гуляют по безопасным детским площадкам, ездят с родителями в автомобилях, сидят в тёплых и светлых классах. Но согласитесь, в таких условиях очень трудно научиться любоваться природой, любить её, заботиться о ней. Поэтому мы с ребятами высадили деревья, а теперь ухаживаем за ними, с ранней весны и до первого снегопада проводим субботники, летом ходим в лес и изучаем растения и насекомых вживую, а не только на картинках. Взаимодействие с природой очень важно для детей. Ребята, имеющие такой опыт, живо интересуются растениями, животными, насекомыми, не пугаются естественных природных явлений. Для них природа становится родной и безопасной. А о родных всегда хочется позаботиться.