Туймазинка Евгения Фролова окончила 5-й курс педиатрического факультета Уфимского медицинского университета. В этом году она в течение пяти месяцев работала медсестрой в «красной зоне» уфимской больницы № 8. Недавно ей вручили памятную медаль профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации «Студенты-медики против коронавируса».
Работать в ковид-госпитале Евгению впервые позвали в прошлом году. Девушка честно признаётся, что тогда просто испугалась.
— Тогда вообще не понятно, что происходило, – говорит она, – а у меня опыта ноль, плюс учёба отнимает много времени. Но уже осенью, когда нас перевели на «дистанционку», я пошла работать в больницу. Прошла заочное обучение, получила сертификат, который позволяет работать с ковид-больными. Хорошо помню свою первую смену. Она должна была начаться в полночь, но я на работу пришла на четыре часа раньше. Просто сидела и наблюдала за медиками, можно сказать, вживалась в атмосферу. Видела, какими уставшими они выходят из «красной зоны», с глубокими следами на лице от очков-респираторов. Запоминала порядок облачения в спецодежду и проговаривала его про себя, как мантру: перчатки-шапка- нижняя часть комбинезона-бахилы-верхняя часть-маска-фит-тест маски-капюшон-вторые перчатки. Именно в такой последовательности. Уже в отделении натягиваешь третью пару перчаток. Ощущения непередаваемые! Представьте, что вас запихнули в воздухонепроницаемый мешок, ещё и рот с носом заткнули. От постоянного ношения перчаток у меня руки сразу покрылись аллергической сыпью. Жарко. Смена длится шесть часов. Не могу толком ни поесть, ни сходить в туалет, даже нос почесать не могу. Нужно ставить бесконечные капельницы, выполнять кучу назначений, брать анализы, каждый час мерить давление, температуру, сатурацию...
Когда я впервые повернула ручку двери ковид-госпиталя, то была в ужасе: больных было очень много, они лежали даже в коридорах. Мне было страшно смотреть в их беспомощные глаза, молящие о спасении. Я подбадривала их как могла, старалась шутить, некоторых приходилось уговаривать выполнять назначения врача. Были такие больные, которые отказывались от лечения антибиотиками.
Мне очень хотелось, чтобы поправились все. Но я не всегда успевала отследить судьбу пациентов между дежурствами. Одни выписывались, других переводили в реанимацию, третьи умирали. Было такое: ещё днём мужчина бодренько ходил по коридору, даже лёгкую зарядку делал, а на следующий день узнаю, что он в критическом состоянии лежит под аппаратом ИВЛ. Иной раз наступали минуты отчаяния. Помню, пациент пожаловался, что ему стало хуже. Побежала за врачом. Проверили сатурацию, оказалось, уровень кислорода упал до критических значений. Его – в реанимацию. Прихожу на следующую смену, а мне говорят, он умер.
Отчётливо помню чувство бессилия, которое меня тогда охватило. Справиться с ним со временем помогали судьбы других пациентов, которым удалось победить болезнь. Я бесконечно благодарна своей маме, она стала моим психологом. И всегда находила правильные слова, чтобы поддержать.
Евгения работала, как все: шесть часов на смене, 12 часов – дома. Медикам «ковидных» клиник предоставляли тогда временное жильё – комнаты в больничном общежитии.
— А вообще, подобный опыт бесценен для будущего медика. Он вырабатывает характер, формирует все необходимые врачу качества: стойкость духа, умение выдерживать стрессовую нагрузку, способность находить выход из сложных ситуаций и главное – желание помочь больному, даже если сам смертельно устал, – говорит студентка. – Когда я вернулась домой после работы на «передовой», мама меня не узнала. Говорит, повзрослела, стала мудрее. А как иначе – когда видишь человека, который на волоске от смерти, и сама невольно начинаешь думать о жизни. А мы всё ноем по пустякам: нечего надеть, неохота стоять у плиты, скучно... Всё решаемо. Я тогда поняла, что буду постоянно звонить маме, интересоваться её самочувствием, поддерживать. Свою первую зарплату я потратила на маму – обновила ей гардероб. Видела её смеющиеся от радости глаза – и сама была счастлива.
Папа Жени умер много лет назад от инсульта, девушка тогда училась в младших классах. Он больше всех хотел увидеть дочь дипломированным медиком. Замечал, как дочке интересна эта профессия, с какой любовью она делает уколы куклам, как старательно прослушивает их детским фонендоскопом. Пять лет учёбы в медицинском вузе позади. Студентка говорит, что хочет стать кардиологом и вернуться в Туймазы. Никакие другие варианты даже не рассматривает.
— В ближайшее время планирую сделать прививку, – говорит Фролова. – Если вновь откроются ковидные госпитали, хочу вернуться в больницу. Потому что врачам сейчас тяжело, а без нас, молодых специалистов, будет ещё тяжелее.