20 октября в Уфе глава Башкирии Радий Хабиров принял участие в памятных мероприятиях, посвященных 105-летию со дня рождения башкирского поэта, писателя и драматурга Мустая Карима.
Руководитель региона возложил цветы к памятнику выдающегося общественного и культурного деятеля. В церемонии также участвовали директор Фонда имени Мустая Карима, дочь поэта Альфия Каримова и другие члены семьи Мустая Карима, председатель попечительских советов благотворительных фондов «Территория счастья» и «Уфимский хоспис» Каринэ Хабирова, а также деятели культуры Башкортостана.
Гости осмотрели памятник Мустаю Кариму. Напомним, его открыли в 2013 году в уфимском сквере перед Домом профсоюзов. Автор композиции – скульптор Андрей Ковальчук. Высота бронзовой статуи – 6 метров, длина – 15 метров. На переднем плане изображен идущий Мустай Карим, за которым взлетают страницы его рукописей и располагаются образы героев его произведений.
Главным событием дня стала премьера спектакля «Черные воды» по одноименной поэме Мустая Карима. Постановку режиссера Ильсура Казакбаева представили на сцене Национального молодежного театра Башкортостана имени Мустая Карима.
История, основанная на произведениях поэта-фронтовика, погружает зрителя в размышления о смысле человеческой жизни. В спектакле использовали более 10 произведений писателя, а монологи артистов пронизаны самыми трогательными моментами жизни башкирского поэта.
Перед началом показа глава республики Радий Хабиров поздравил зрителей со знаменательной датой и поблагодарил директора Фонда имени Мустая Карима Альфию Каримову за сохранение наследия Мустафы Сафича.
– Мустай Карим – выдающийся человек, настоящий сын башкирского народа, великий поэт. Я считаю себя очень счастливым человеком, в том числе и потому, что мне удалось с ним пообщаться и поработать. Это яркий и невероятно интеллигентный общественный и политический деятель, – подчеркнул Радий Хабиров.
– Важно, что его наследие сохраняется и по сей день. Благодарю дочь великого поэта – Альфию Мустаевну и фонд, который она возглавляет. Вы делаете многое, чтобы сохранить наследие Мустая Карима, чтобы творчески развивать и укреплять башкирский язык, чтобы помогать молодым актёрам этого замечательного театра. Богатое наследие Мустафы Сафича сегодня становится основой для новых культурных проектов. Один из них – этот спектакль по его поэме. Благодарю режиссера, актеров и всех тех, кто причастен к этой премьере.
Глава республики вручил государственные награды Башкирии работникам сферы культуры.
Дочь народного поэта Альфия Каримова в своём приветственном слове отметила, что Мустай Карим очень любил театры.
– К Национальному театру он относился особенно тепло, потому что здесь работали молодые ребята, среди которых у него было много друзей – даже среди детей, с кем он тоже общался на равных. Эти дети сейчас уже выросли, у них растут свои дети, – рассказала Альфия Каримова.
– Мустафа Сафич оставил нам богатое наследие, но самое главное – он оставил нам человеческие отношения. Около талантливых людей, таких, как мой отец, всегда были понимающие соратники и друзья. В итоге от встреч с ними, многих путешествий по миру он узнавал правду жизни. Думаю, что сила и популярность Мустая Карима в том, что его писательский и человеческий талант – они слились. Он никогда не писал неправду, он никогда не был номенклатурным писателем. И он понятен любому человеку, независимо от национальности и возраста. С ним было тепло, он всегда помогал людям.
В беседе с журналистами глава Башкирии Радий Хабиров рассказал, что одним из любимых произведений Мустая Карима является повесть «Радость нашего дома».
– Знаете, мне на самом деле повезло – я не просто застал время жизни Мустафы Сафича, а общался с ним и помогал в совместных с республикой проектах. Когда я работал Руководителем администрации президента Башкортостана, мы встречались, по каким-то вопросам он приходил, просил помочь людям. Очень хорошо его помню, – отметил Радий Хабиров.
– Так получилось, что я стал последним человеком, который его видел живым, кроме врачей и родных. Он уже болел тяжело. И в ту ночь в кардиоцентре меня пропустили к нему в реанимацию. Ему уже было тяжело говорить. Я пытался его подбодрить. Я говорю: «Мустафа Сафич, как же так? Скоро День республики, мы уже готовим президиум, там будет ваше обычное место».
И представляете, он в этом состоянии, в последние часы жизни еще шутил. Он сказал: «Ты сделай так, оставь это место для Мустая, здесь – Мустай». Он был очень сильным человеком. Жизнь продолжается, и очень важно, что его огромное наследие остается с нами.