Все новости
События и факты
27 Февраля 2021, 14:29

В Туймазах пенсионер строит копии легендарных кораблей

Виталий Казаков никогда не работал в судостроительной сфере, но его можно смело назвать корабелом. Он в точности воспроизводит копии судов, которые прославились много лет назад и навсегда остались в памяти потомков. Уникальная коллекция копий известных кораблей разных эпох, как и сама мастерская, расположились в обычной пятиэтажке.

Житель города Туймазы Башкирии Виталий Казаков никогда не работал в судостроительной сфере, но его можно смело назвать корабелом. Он делает точные копии судов, которые прославились много лет назад. Уникальная коллекция кораблей разных эпох, как и сама мастерская, расположились в обычной пятиэтажке.
— У каждой эпохи свой корабль, за которым стоит работа лучших инженерных умов того времени, – говорит мастер. – Приходится это учитывать, ведь я стараюсь придерживаться архитектурной и художественной достоверности.
Первый маленький парусник Виталий Анатолиевич построил в далёком 1968 году. Ему тогда было 11 лет. Родственники подарили мальчишке на день рождения сборную модель судна, и всё свободное от учёбы время он посвятил её изготовлению. Получилось точь-в-точь как на картинке. Возможно, уже тогда кораблестроение превратилось бы в любимое увлечение Виталия, но в те годы в Туймазах не было детских столярных кружков. Единственное, чему обучали мальчишек в ДД(Ю)Т «за линией», – радиоэлектроника. Туда и записался наш герой. Он выписывал журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник» и изучал их от корки до корки. В одном из номеров наткнулся на описание корабля «Двенадцать апостолов», который участвовал в Крымской войне и обороне Севастополя. Судно запало в душу мальчугана и он решил когда-нибудь изготовить его уменьшенную копию.
А вот детское увлечение электротехникой со временем переросло в призвание. Правда, в техническое училище он не поступил – не добрал нужных для зачисления баллов. Выучился на повара. Но знания в области электроники пригодились Виталию Анатолиевичу в армии, а после – на производстве. Он долгие годы работал слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике на фарфоровом и газоперерабатывающем заводах. А в начале 2000-х годов открыл частное предприятие по установке и ремонту стиральных машин.
Четыре года назад Казаков официально стал пенсионером. Супруга Любовь Георгиевна посоветовала на первую пенсию купить что-нибудь особенное, на память. Угадайте, что это было? Материалы и литература для изготовления линкора «Двенадцать апостолов»!
Чтобы воплотить в жизнь давнюю мечту, Виталий Анатолиевич через интернет приобрел 120 (!) номеров технического журнала, где подробно рассказывалось о всех этапах сборки модели. И приступил к работе. Строительство копии легенды русской флотилии мастер начал с киля и поперечного ребра корпуса судна – шпангоута. Крепил палубы, обшивал «скелет» тонкими, практически невесомыми рейками. Устанавливал рангоут, мачты, натягивал такелаж. Снасти он мастерил сам, с помощью самодельного прибора, сплетая три нити в одну. Виталий Анатолиевич признался, что самым сложным для него было изготовить этот самый такелаж, правильно натянуть нити, как натягивали их почти 200 лет назад. Ширину и толщину каждой детали нужно было подогнать с точностью до десятых долей миллиметра. А значит, малейший просчёт мог свести его работу на нет. А ведь в «Двенадцати апостолах» насчитывалось 40 тысяч деталей (некоторые из них длиной 0,2 миллиметра) и 20 тысяч узлов для такелажа, которые вязались вручную! А ещё для сборки корабля и декоративной отделки требовалось две тысячи маленьких гвоздиков, которые мастер вытачивал из английских булавок. Мельчайшие металлические и деревянные элементы, которые можно рассмотреть только через лупу, пенсионер вырезал и вытачивал на портативном токарном станке. В этом ему нередко помогал сын Алексей. Именно он выточил оттиск печати линейного корабля.
Виталий Анатолиевич отмечает, что в процессе работы пришлось освоить несколько профессий: токаря, фрезеровщика, сталевара (делал из гипса трафарет детали, растапливал олово в ложке на газовой плите и заливал в трафарет) и… швеи. Паруса для своих моделей (их уже пять) судостроитель мастерит сам. Говорит, что в наборах они есть, но его не устраивают. Отыскав в магазине подходящую ткань, Казаков кроит паруса и на швейной машине одной иглой «проходится» по краям. Затем по ровным дырочкам вручную прошивает детали.
— Я делаю точную реконструкцию, поэтому информацию о кораблях собираю по крупицам. Сейчас сложно отыскать подробный и достоверный материал о старинных судах. Но в интернете и исторической литературе кое-что найти всё-таки можно, – говорит он. – «Двенадцать апостолов», например, строился перед началом русско-турецкой войны под контролем главнокомандующего Черноморским флотом Михаила Лазарева. В середине 19-го века таких линейных кораблей было три. Они поражали своими размерами: длина – 70 метров, экипаж – тысяча человек и 120 пушек на борту. По боевым качествам корабли не имели себе равных среди парусников, при этом обладали красотой и изяществом. Кстати, художник Айвазовский изобразил «Двенадцать апостолов» на восьми своих полотнах.
На изготовление этого корабля у мастера ушло два года. А сейчас он заканчивает работу над 104-пушечным линкором английского флота «Виктория». Эта модель больше «Апостолов», на неё ушло 60 тысяч деталей. Вид у модели такой же впечатляющий.
— «Викторию» строил чуть больше года. Наверное, времени на её изготовление ушло бы и больше. Но «помогла» самоизоляция, – говорит Виталий Казаков.
К мастеру уже обращались с предложением продать модели. Но разве можно продать детскую мечту? Он вежливо отказывает и снова мечтает. Теперь о «Меркурии» – 18-пушечном бриге русского флота.
Читайте нас