Все новости
Общество
10 Августа 2021, 10:00

Опустевшая деревня Туймазинского района обрела новую жизнь

Газета «Туймазинский вестник» продолжает проект «Деревенька моя», в рамках которого рассказывает о жителях исчезающих населённых пунктов Туймазинского района. На этот раз мы посетили Бересклетовское хозяйство. Почти опустевшая деревня превратилась в модный дачный посёлок.

Опустевшая деревня Туймазинского района обрела новую жизнь
Опустевшая деревня Туймазинского района обрела новую жизнь

Издавна в этой местности, на территории Верхнебишиндинского сельсовета, рос бересклет – ядовитый кустарник с удивительно яркими плодами. Его невзрачная летом семенная коробочка к осени приобретает розовый оттенок, а из её сердцевины на тонкой ниточке свисают оранжевые плоды с чёрными глазками. Ни дать ни взять – человеческий череп! Местные жители, среди которых есть русские, башкиры и татары, почему-то уверены, что своё название растение получило благодаря этой схожести. Бересклет звучит как «бер скелет», что по-татарски означает «один скелет».

В старину считали, что бересклет – растение магическое. Оно способно защитить жилище от нечистой силы, принести в семью покой и достаток. Но советские учёные нашли ему более практичное применение – из его корней производили каучук. Это привело к тому, что со временем кустарник здесь просто исчез – оказалось, что выращивать его не так-то просто. Потом натуральный каучук заменили синтетическим, и бересклет близ села Имангулова вновь начал произрастать, розовым пятном полыхая на золотисто-зелёном фоне осеннего леса. И снова зорко глядят по сторонам блестящие чёрные бусины, охраняя свою территорию от чужаков…

Деревня контрастов

Пропустить съезд со старой трассы в сторону Бересклетовского хозяйства сложно – ориентиром служит памятник Юсупу Тимербаевичу Фаррахову. Серый камень с гравировкой и небольшой фотографией бережно обнимают разлапистые ели. Когда-то так же заботливо, стараясь не повредить нежные молодые корешки, потомственный лесовод, один из известнейших лесников Советского Союза Юсуп Фаррахов посадил здесь тысячи деревьев. Именно благодаря ему в Башкирии появился знаменитый Верхнебишиндинский питомник. А вслед за ним и небольшое поселение, названное Бересклетовским хозяйством, лишь 15 лет назад получившее статус деревни.

Асфальтовая дорога уводит нас в самую чащу леса. Ели, липы, дубы, берёзы, лещина, осины растут так густо, словно хотят спрятать затерявшуюся в их дебрях деревушку. На обширной территории лесопитомника для поселения нашёлся лишь небольшой островок. В начале 1980-х годов здесь появилась единственная улица, позднее названная Озёрной, с наскоро сколоченными домиками барачного типа. В них и поселили работников хозяйства.

Вот уже несколько лет Верхнебишиндинский питомник бездействует. Поэтому мы ожидали обнаружить заброшенную деревню, в которой доживают век её последние жители. Однако первое, что мы в ней увидели – сверкающий желтизной оцилиндрованного бревна строящийся дом посреди берёзовой рощи.

Здесь прошлое мирно уживается с настоящим: наряду с маленькими избушками то там, то тут видны большие дома, обшитые сайдингом, покосившиеся и почерневшие от времени деревянные изгороди соседствуют с крепкими металлическими заборами, а старики-старожилы охотно общаются с молодыми. В маленькой деревне на 17 домов, как и положено селу в разгар лета, кипит жизнь: одни возятся в огороде, другие заготавливают сено, ну а третьи – встречают гостей.

Будто мёдом намазано

— Постоянно здесь живут в пяти-шести домах, – говорит местная жительница Венера Газизуллина, бывший бухгалтер лесопитомника. – Зато с наступлением тепла становится многолюднее: приезжают дачники, дети и внуки постоянных жителей. Летом у нас очень хорошо: чистый лесной воздух, тишина, грибы, ягоды, орехи – вот и рвутся люди из душного города к нам. Говорят, здесь как в санатории. Сегодня не пустует ни один дом. Если дети бывших работников питомника не хотят тут жить, выставляют дом на продажу – от желающих приобрести дачу в Бересклетовском отбоя нет.

Мы поинтересовались ценой и, мягко говоря, были шокированы – за пустой участок земли тут просят около миллиона рублей. И это при том, что в деревне нет газа, магазина, медпункта, не говоря уже о школе и детском саде. Но и за такую цену купить землю почти нереально – свободной просто нет.

Помимо прелести уединения, тишины и чистой экологии, есть и другие факторы, делающие хозяйство столь притягательным для дачников. В Бересклетовском расположен небольшой пруд: на заднем дворе у каждого оборудован к нему спуск и деревянные мостки, с которых удобно рыбачить или просто любоваться отражением заходящего солнца или лунной дорожкой. У местных можно купить козье молоко и свежие яйца, натуральный мёд, а если захочется магазинских вкусностей – до ближайшего города рукой подать, всего 13 километров.

Лесокультурники

Задумывались когда-нибудь, как появляются леса? Варианта, в общем-то, всего два – естественный, когда деревья рассеивают свои семена или размножаются корнями-отводками, и искусственный. Выращивание саженцев – целая наука. Удивительно, что благодаря стараниям жителей этой деревушки в нашей республике и за её пределами появились тысячи гектаров сосновых лесов, липовых аллей, берёзовых рощ и фруктовых садов.

— Все деревья в округе – наших рук дело. Ели сажали по технологии предзимнего посева, – вспоминает Фания Хасанова.

Вместе с мужем Мударисом Имамутдиновичем она переехала в Бересклетовское хозяйство в 1973 году. До самой пенсии они работали в питомнике: Фания Дулкафировна – лесокультурницей, супруг – трактористом.

— Помню, как сушили шишки, а семена по осени высаживали в мягкую рыхлую землю. В иные зимы с крепкими морозами укрывали их соломой. Весной появлялись тонкие зелёные росточки, мы их поливали и пололи. Через три года саженцы были готовы к пересадке.

Сегодня 85-летняя Фания Дулкафировна сажает только овощи и цветы в огороде. Пенсионерка сетует, что в село перестала приезжать автолавка. Хорошо, дочь живёт в Туймазах, каждую неделю навещает родителей, привозит всё необходимое.

Их соседи Забир Гилимшин и Раиля Махмутова приехали в хозяйство сразу после окончания Башкирского аграрного университета. Поженились ещё на третьем курсе, здесь у них родились два сына. Раиля Кашиповна работала лесничим, затем мастером, имеет звание заслуженного работника РФ. Супруг работал в питомнике недолго, решив посвятить себя пчеловодству. Сегодня на его пасеке более 200 ульев. Постоянные клиенты раскупают мёд влёт. Зимой от праведных трудов они отдыхают за просмотром телевизора и чтением газет. Почтальон наведывается сюда раз в месяц, ждут его как самого дорогого гостя. С собой он приносит целую кипу всевозможной периодики – коротать зимние вечера с «Туймазинским вестником» гораздо веселее.

Плюс на минус

Екатерина и Владимир Аглиуллины вместе с двумя детьми переехали сюда пять лет назад, в дом бабушки Екатерины. Супруги работают в Октябрьском, дети там же ходят в школу. По словам хозяйки, ездить каждый день в соседний город для них не проблема – дороги зимой чистят.

Сразу после переезда супруги обустроили в доме электрическое отопление. Топить дом дровами – прошлый век, считают они.

— В детстве я каждое лето проводила у бабушки, в деревне мне знаком каждый камень, – говорит Екатерина. – Нам здесь очень нравится, возвращаться в город мы не хотим. Там загазованность, вечный шум и спешка. После работы приезжаем домой как в рай. Тихо, спокойно, красота такая, что дух захватывает. Овощи все свои, экологически чистые. Единственный минус – очень плохая сотовая связь и интернет никудышный. Без него плохо, всё-таки дети – школьники. Плохо, что нет медпункта. Не дай бог, что с детьми случится, даже первую помощь оказать некому.

По счастью, неперспективная деревня Бересклетовское хозяйство с годами не исчезла с карты района, а обрела статус дачного посёлка. Для большинства её жителей деревня стала местом, где они могут набраться сил, насладиться дарами леса и собственного подворья. Этакая кладовая солнца.

Автор:Регина Мигранова
Читайте нас: