Все новости
Общество
23 Сентября 2021, 15:34

Серафимовской спецшколе исполняется полвека

Сегодня здесь на перевоспитании находятся 38 трудных подростков.

Высокие стены, закрытая территория. На контрольно-пропускном пункте Серафимовской спецшколы, где содержатся почти 40 подростков с так называемым девиантным поведением, нас встречают охранник и 14-летний Паша – его попросили сопроводить журналистов до дверей школы. Шагая с ним по территории учреждения, разговорились. Павел родом из Уфы, попал в спецшколу два года назад по решению суда. Украл у местных фермеров восемь породистых кроликов, а потом продал каждого по тысяче рублей. Несостоявшегося бизнесмена нашли по камерам видеонаблюдения. Через год у Паши заканчивается трехлетний срок нахождения в Серафимовском специальном учебно-воспитательном общеобразовательном учреждении закрытого типа. Парень мечтает поступить в колледж, стать предпринимателем.

Директор спецшколы Рашит Аднагулов считает, что у мальчишек всегда есть шанс исправиться, сойти со скользкой дорожки, на которую они ступили – кто по глупости, а кто просто от голода. Семьи-то у всех разные, некоторые только в спецшколе стали нормально, регулярно кушать, спать на кроватях, в человеческих условиях.

Спецшколу закрытого типа одни называют тюрьмой для детей, другие – местом для эффективногоперевоспитания. Мы часто употребляем словосочетание «трудные дети». А что еще сказать о ребенке, который ворует, дерется, держа в страхе весь двор? Таких ребят в Серафимовской спецшколе 38 Были времена, когда количество воспитанников достигало 300 Сейчас судья чаще склоняется к тому, чтобы оставлять малолетних преступников на перевоспитание в семье. Не всем родителям это удается. Многим взрослым и самим требуется перевоспитание.

В Серафимовскую спецшколу попадают ребята в возрасте от 11 до 14 лет. От них мечтали отделаться педагоги в школе, потому что на уроках они появлялись пару раз в месяц, а то и реже, портили статистику успеваемости, дерзили учителям, были зачинщиками драк. Для полиции они тоже головная боль. И очень немногих взрослых интересует, почему судьба подростка пошла под откос, чем можно помочь его семье?

— Наша школа хоть и специальная, но общеобразовательная, с той лишь разницей, что учатся в ней, как говорил Маяковский, плохиши – хулиганы, которые избежали тюрьмы из-за возраста. Для них спецшкола – это реальный шанс исправится. Ребята попадают к нам в основном из неблагополучных семей. 95 процентов мальчишек воспитывала одна мать, но у некоторых есть отцы, которые когда-то перевоспитывались у нас. Теперь вот и сыновья по кривой дорожке пошли. Это называется генетической предрасположенностью. Наша задача сделать так, чтобы у нас они начали жизнь с чистого листа, да так, чтобы потом в их тетрадь жизни никогда не пришлось вписывать уголовные статьи, – говорит Рашит Карамутдинович.

Хотя ЧП с побегами все же случаются. Этим летом из спецшколы сбежали четверо подростков. Почему и как это произошло?

— Несмотря на то, что наше заведение закрытого типа, школа — не тюрьма. Наши воспитанники не сидят взаперти. Мы учимся жить в доверии к друг другу, поэтому отпускаем их на кружки за пределы учреждения, полагая, что полноценная реабилитация невозможна в полной изоляции от общества. Так получилось и с этими четырьмя беглецами. Когда ребят вернули в спецшколу, они даже не смогли назвать причин побега. Как уверяют психологи, в такие моменты ими руководит авантюризм, желание обхитрить взрослых, – говорит Аднагулов.

Ребята устроили нам экскурсию по школе. Показали школьный музей, классы с интерактивными досками и проекторами, пять оборудованных мастерских. С этого года мальчишки начали осваивать профессию автослесаря. Для изучения практической части по этой специальности в школе имеется списанный автомобиль в технически исправном состоянии. Если у парня будет профессия, он всегда сможет заработать себе на кусок хлеба и воровать не придется, уверен директор. А чтобы не скучали, их жизнь стараются сделать интересной, насыщенной событиями, мероприятиями. Зарядка, учеба, шестиразовое питание, дополнительное образование, экскурсии, уборка, летом поездки в лагеря «Патриот» и «Следопыт». Среди воспитанников есть волонтеры и поисковики. Пять-семь ответственных и трудолюбивых мальчишек с 2012 года выезжают в составе районного поискового отряда им. Хатмуллы Султанова в Ленинградскую область. Традиционно их сопровождает учитель физкультуры и ОБЖ Рамазан Рысбаев. Вернувшись из поездки, ребята расставляют в школьном музее очередные трофеи. Пять лет назад спецшкола выиграла грант на сумму 1,5 млн рублей с военно-патриотическим проектом «ВДВ: верную дорогу выбираем!». На эти деньги закупили все необходимое для поисковой деятельности: металлоискатели, палатки, саперные лопаты.

Общаешься с мальчишками и кажется, что они ничем не отличаются от других подростков. Любят животных, футбол, слушают рэп, обсуждают прошедшую Олимпиаду в Токио. Почетных грамот за победы и призовые места в спартакиадах и конкурсах – не счесть. Вот, например, диплом за второе место в республиканской военно-прикладной эстафете, а вот – за первое место в районной патриотической акции «Солдатский кисет». Но при этом про каждого хоть книжку пиши, настолько истрепаны их судьбы. Взять, к примеру, Булата. Ему 13, но выглядит как восьмилетний. Маленький, худенький. Мать из числа тех, кто в рюмку заглядывает чаще, чем в глаза собственным детям. Булат в школу практически не ходил, предпочитал родному дому улицу. Там он чувствовал себя свободным. О том, что брать чужое нехорошо, мальчишке никто не объяснял – матери, сами понимаете, не до этого было. Однажды стащил айфон у приятеля – за кражу отправили в спецшколу. Здесь он старается нагнать все, что упустил за годы бродяжничества: учебу, занятия спортом. Не поверите, в чем преуспел мальчишка. Он чемпион по вязанию. Конечно, это неофициальный титул, никакие соревнования здесь не проводились, но то, что Булат быстрее ровесников и качественнее некоторых взрослых вяжет носки, это подтверждают и ребята, и педагоги. Другой воспитанник с аналогичной судьбой – восьмиклассник Станислав победил в школьном конкурсе «Лучший читатель». За год он прочитал 34 книги из местной библиотеки – почти по три книги в месяц.

В 2017 году учреждение стало лауреатом рейтинга топ-500 образовательных организаций России в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом и профессионального развития». Конкурс проводила Ассоциация творческих педагогов России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Последние 10 лет школой руководит Рашит Аднагулов, он работает здесь более 30 лет, начинал с должности воспитателя.

 

 

— В спецшколе задерживаются не все педагоги, потому что специфика работы у нас особенная. Здесь находятся не просто подростки, а дети с искалеченными судьбами. И мы должны в первую очередь излечить их души, а уж потом посадить за учебники. Поверьте, не каждый готов взять на себя такую миссию, – говорит он. – Некоторые парни самолюбивые, поначалу строят из себя матерого уголовника, грубят. И я прекрасно понимаю, что это у них защитная маска, за которой они пытаются скрыть оставшиеся человеческие качества. Подростки, попадая сюда, в первую очередь заходят в мой кабинет знакомиться. Знаете, как они чаще всего начинают разговор? «Ты что ли директор?» Открываю личное дело с их уголовным прошлым и закрываю. Говорю им: «Мне неинтересно, что там написано, из-за чего ты попал сюда. Для меня главное – каким ты уйдешь отсюда. Давай попробуем начать жизнь сначала».

Спецшкола для малолетних преступников – особая школа. Во всей образовательной системе это самый трудный участок. Последняя инстанция, после которой (если ребенок споткнется еще раз) – тюрьма. Успеваемость детей у нас всегда была не на первом месте. На первом – создать комфортные условия, уют. Только после этого даем мотивацию к учебе. Если мы здесь не покажем им нормальную жизнь, какой она должна быть и к какой нужно стремиться, не заменим криминальные ценности на другие, у ребенка мало шансов стать нормальным, полноценным членом общества.

 

Автор:Диана Насибуллина
Читайте нас: