– Супруги поступили в госпиталь с разницей в неделю. Сначала мужчина с гипертонией и поражением легких около 70% – его почти сразу перевели в реанимацию. А потом женщину привезли с поражением легких 50%. У нее целый букет болезней: диабетик, жила на инсулине, ожирение, гипертоническая болезнь. В реанимации оба пробыли около месяца. Однажды мужчине стало хуже. Он умер вечером, примерно в десять часов вечера, а его супруги не стало под утро. Ему 61 год, ей даже 60 не было. Оба не были вакцинированы. Хотя их заболевания не являются противопоказанием к прививке!
Башкирский медуниверситет Эльзара Дамировна окончила три года назад. Пандемия коронавируса заставила вчерашнюю выпускницу быстро встать на замену опытным врачам. И вникать, и учиться, и спасать от новой малоизвестной болезни должны были все – со стажем и без.
– Еще год назад мы били тревогу по поводу высокой смертности от коронавируса среди пожилых. А сейчас вирусу все равно, кого выбирать в жертву, – рассказывает Эльзара Дамировна. – В середине лета число заболевших резко возросло – в сутки к нам привозили на «скорой» по 30-40 человек, молодые, среднего возраста. Сейчас болеют даже малыши – мы их сразу перенаправляем в уфимскую больницу. Иной раз человек чувствует себя хорошо, нет ни высокой температуры, ни головных болей, ни кашля, а компьютерная томография показывает, что легкие поражены на 10-15 процентов.
Недавно с температурой 40 и резко сниженной сатурацией в госпиталь поступила 30-летняя женщина. Терапия ей помогла, острая фаза заболевания прошла. Но я видела, насколько она была слабой. Даже выписываясь, держалась за стену и перила. Теперь ей предстоит длительное восстановление, которое затянется на месяцы, если не на годы.
Когда началась массовая вакцинация, я привилась сама, уговорила родителей-пенсионеров сделать прививку. Я бы не простила себе, если бы не нашла слов убедить их в этом. Слишком тяжелы последствия вируса, которые я наблюдаю изо дня в день.
По словам Талиповой, попадающие в стационар тяжелобольные, как правило, входили в ряды ярых антипрививочников. До болезни они верили в заговор фармацевтов, чипирование населения, но только не в опасный вирус. А пройдя все круги ковид-ада – высокую температуру, головные боли, дни и ночи под ИВЛ, недоверчивые туймазинцы на каждом обходе интересуются у врача, когда можно будет сделать прививку после выписки из больницы?
– Пандемия не закончится, если люди и дальше будут вести себя беспечно и безответственно, – говорит врач. – Все зависит от нашей самодисциплины, ответственности за себя и родных. Со второй половины октября к нам поступает все меньше туймазинцев. Очень хочется надеяться на то, что это не временное явление, а результат вакцинации.