Победу на российском конкурсе социально активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина-2025», который проводится девять лет, оспаривали 1473 участника из России и Беларуси. В финале, который прошел в Москве, встретились 170 человек. Среди них была и учитель истории и обществознания Нижнетроицкой школы Туймазинского района Ольга Каптелинина.
– В ходе заочного этапа я прошла тестирование, где отвечала на самые разные вопросы: они касались педагогики, государственной политики, специальной военной операции, «Движения первых», – вспоминает Ольга Павловна. – Я представила проект «Патриотическое воспитание школьников на основе исследовательской работы «Село Нижнетроицкий в годы Великой Отечественной войны». И стала финалистом.
В финале нужно было представить социальный проект и презентовать его в течение полутора минут. При этом тему проекта никто из финалистов не знал – ее определяли по жеребьевке. Мне досталась тема «Сохранение исторической памяти». На подготовку проекта у меня была целая ночь. Считаю, что мне повезло, ведь я уже пять лет создаю семейный музей – собираю материалы о своих родственниках-ветеранах ВОВ. В моем Бессмертном полку – 12 ветеранов. К тому же систематизирую материал о педагогах в моей родословной. Общий стаж нашей педагогической династии составляет 350 лет.
Всю эту информацию (материалы были со мной на флеш-карте) я представила на финале. И заняла третье место в номинации «Защитники Отечества». Награждение проходило в Государственной Думе. Для нас там организовали экскурсию. Мне даже удалось сфотографироваться с депутатом Госдумы Геннадием Зюгановым.
Каптелинина подчеркивает, что любовь к Родине начинается с любви к родному дому, школе, односельчанам.
– На своих уроках и во внеурочное время я рассказываю детям о героизме наших земляков, – поясняет она. – Во время Великой Отечественной войны Нижнетроицкая суконная фабрика изготовила более 600 тысяч солдатских шинелей! Республика обеспечивала солдат вооружением, горючим и продовольствием. В тылу на заводах и фабриках работали прадедушки и прабабушки наших учеников. И дети должны об этом знать.
В этом конкурсе Каптелинина участвует со дня его основания. Дважды занимала в нем третье место. По ее мнению, подобные конкурсы профессионального мастерства – это возможность собрать вместе единомышленников и сообща найти пути решения вопросов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
– Благодаря конкурсу у меня появились знакомые педагоги из разных уголков страны, с которыми мы продолжаем общаться, – говорит она. – К примеру, на уроке истории провели телемост с одним из музеев Волгограда, который работает на базе молодежного центра. В нем много экспонатов, собранных поисковиками во время «Вахт памяти». Несколько экспонатов они прислали нам в дар. Среди них – хвостовик от разорвавшегося снаряда, ложка и котелок бойца, каска, подкова. Экспонаты подтолкнули нас к целому расследованию: вместе с ребятами мы выясняли, когда появились подковы. Попутно узнали, что прежде на копыта лошадей надевали плетеные лапти, чулки, кожаные башмаки и даже металлические сандалии. Подобный экскурс в историю мы с детьми устроили и после посещения нашего школьного музея, где недавно появился уголок СВО. Ребята проследили историю создания солдатской каски.
Ольга Павловна успешно участвует и в других профессиональных состязаниях российского уровня. Это конкурс наставников «Быть, а не казаться», Международный форум «Без срока давности. Ключевая точка исторической памяти». Она считает, что современный учитель должен обладать знаниями и пониманием процессов, происходящих как в педагогике, так и в экономике, политике, культуре.
Фото из архива Ольги Каптелининой.