Рамиля Зайдуллина из села Серафимовский Туймазинского района вырастила трех сыновей: Марселя, Артура и Радмира Султановых. В 2003 году ушел из жизни старший – Марсель. Ему было 22 года. Чтобы как-то пережить потерю, Рамиля Расимовна взяла на воспитание двух девочек из Уфимского детского коррекционного дома-интерната.
– Сначала в семье появилась 4-летняя Таня, а через полгода – 3-летняя Карина, – вспоминает Рамиля Расимовна. – Девочки были непростыми, отнимали много времени, а мне это и было нужно. Я с головой ушла в их воспитание. Они стали мне родными и влились в нашу семью. Средний сын Артур и младший Радмир называли их сестричками. Мы тогда жили с мужем в селе Верхнетроицкий, но что-то пошло не так, и мы разошлись. Дети остались со мной.
Когда началась мобилизация, в военкомат призвали обоих ее парней. Но Артур вскоре вернулся обратно, так как у него трое детей. А Радмиру, у которого в гражданском браке двое детей, велено было собираться в дорогу. Узнав об этом, Артур категорично заявил, что пойдет вместе с ним – мол, не смогу спокойно спать, зная, что младший на спецоперации. «Вместе пойдем, вместе и вернемся!» – пообещал он матери.
– Я ему поверила, ведь оба были настоящими мужчинами. Занимались спортом, отслужили в армии, Радмир проходил срочную службу на Кавказе, – говорит Рамиля Расимовна. – Сыновья ушли на специальную военную операцию 17 октября 2022 года. Все время были вместе. В первый свой отпуск приехали домой в один день, во второй отпуск – уже порознь, хотя и продолжали служить в одной части.
Как вспоминает моя собеседница, у Артура был позывной ББ – Боевой батюшка. Он получил его от сослуживцев за то, что был хорошим наставником – делился боевым опытом с молодежью, наставлял новичков. Позывной Радмира – Хаш (воин). Не имея медицинского образования, он быстро освоил навыки оказания первой медицинской помощи, даже швы накладывал в полевых условиях.
– Сыновья были эвакуаторщиками: вывозили с поля боя раненых, оказывали им медпомощь и переправляли в безопасное место, – продолжает Рамиля Расимовна. – Чтобы выполнять эту работу максимально эффективно, они купили на свои деньги машину и мотоцикл. Звонили часто. Артур называл меня «мамуля», а Радмир – «мамундрик». Младший все беспокоился, как бы меня мошенники не обманули, и предупреждал: если вдруг кто-то от его имени позвонит и попросит денег, ни в коем случае не верить. «Нашим паролем будет слово «мамундрик», – говорил он.
Ребят после освобождения Красногоровки перебросили на Покровское направление, где шли ожесточенные бои. В последний раз я созванивалась с сыновьями 12 февраля этого года. На тот момент я лежала в московской больнице и готовилась к операции. Сыновья сказали, что некоторое время они не будут выходить на связь. Велели не беспокоиться. Мы продолжали им писать, поздравили Радмира с днем рождения, он у него 23 февраля, и все ждали весточки. Но сыновья не отвечали на сообщения и даже их не читали. А в последних числах февраля из войсковой части позвонили Эльмире – супруге Радмира, и сказали, что Артур погиб 24 февраля возле села Воздвиженка. Оказывается, есть такой населенный пункт в Донецкой Народной Республике. В том же бою Радмир был ранен. Товарищи перенесли его в блиндаж, но туда вскоре попал снаряд.
Я продолжала верить, что выжил хотя бы младший. Ведь у него было невероятное чувство самосохранения. Вместе с Эльмирой и родственником Алмазом мы отправились в Ростов-на-Дону, я сдала тест ДНК, там заполнили розыскные карты на Артура и Радмира… Побывали мы и в воинской части, где служили сыновья. Замполит рассказал, что они были отважными воинами, сослуживцы называли их «башкирскими янычарами». Он же сообщил, что подписаны документы на представление их к ордену Мужества.
Когда мы вернулись домой, то в соцсетях продолжили общаться с участниками СВО в надежде узнать подробности прошедших в районе села Воздвиженка боев. И тут увидели фотографию из Ростовского военного госпиталя – среди раненых был парень, очень похожий на Радмира. Я села в поезд и отправилась в Ростов-на-Дону, где обошла в поисках сына все госпитали. Но он, к сожалению, в списках не значился.
Сначала в Серафимовский привезли Радмира. Его хоронили 11 июня. А через две недели доставили Артура. Во вторник пришел орден Мужества на младшего, чуть раньше глава Башкирии Радий Хабиров вручил мне ордена генерала Шаймуратова, которыми республика наградила сыновей. Конечно, награды мне их не заменят. Но они доказывают, что мои дети мужественно и честно выполнили свой долг защитников Отечества.
Фото из архива Р. Зайдуллиной.