Владимир Анатольевич – уроженец деревни Дарвино Тюменяковского сельсовета. После окончания Омского высшего танкового училища в числе лучших был оставлен в нём обучать будущих офицеров.
– Физподготовка была чуть ли не на первом месте, – рассказывает Федоров. – Лыжный спорт – святая святых. 25-километровый кросс бегали всем училищем, в сопровождении автобуса. Однажды нашлись два лентяя, которые сломали лыжи, чтобы не бежать кросс, а ехать в теплом автобуса. Их планам помешал грузовик с лыжами, который появился из ниоткуда. Из кабины вышел командир и скомандовал: «Две минуты на то, чтобы подобрать размер ботинок, и вперёд».
В 1979 году, когда служил командиром взвода в Челябинском танковом училище, увидел на плацу среди пополнения двухметрового парня (что само по себе нонсенс – для танковых войск подбирают невысоких парней). И что вы думаете, этот богатырь достался мне! Размер ноги, как говорят в армии, «сорок последний». Обуви на него нет – хоть лапти плети. С трудом нашли кроссовки – в них он проходил почти год.
Другой хлопец из Украины написал родителям в письме, что соскучился по домашней еде. После этого каждую неделю в роту стали приходить большие посылки с салом. И хранил его курсант в казарме. Аромат сала с чесночком сильно отвлекал его товарищей от главной задачи – Родину защищать. Пришлось объяснить, что еда должна потребляться только в столовой. И вот картина: шагает рота в столовую, а у хлопца под мышкой посылка с пятью килограммами домашнего сала. Съедали его за один присест. Как закончится, товарищи в шутку просили украинца, мол, напиши родичам, что ты опять голодный.
В начале 80-х годов во время службы в учебной части под Екатеринбургом было велено экономить топливо и снаряды. Стали активно внедряться танковые тренажёры. Даже квалификационные стрельбы начали проводить на манипуляторах. В дальнейшем практика показала, что результат зависит от доведения до автоматизма боевых навыков, и неважно – в танке они получены или на тренажёре.
Вспомнил Владимир Анатольевич и армейскую поговорку в жанре чёрного юмора: «Самое главное в танковых войсках – вовремя выскочить из танка». В 1991 году во время ночных стрельб в Прибалтийском военном округе одна из машин в колонне случайно выстрелила в заднюю, наиболее уязвимую часть танка, где сидел Федоров. Болванка пробила броню. Наводчик погиб сразу. Танк загорелся, начали детонировать пулемётные патроны. Оглушённый командир со сломанной рукой чудом открыл люк и вытащил механика-водителя из машины. Офицера сначала хотели наградить, но ограничились заметкой в газете «Красная звезда» о его мужественном поступке. К тому времени отношение к армии изменилось. Распался СССР, для военных наступила пора испытаний. Многие спецы оказались не у дел.
В середине 80-х годов Федорову довелось проходить службу в Германии, под Магдебургом.
– Одна зарплата начислялась в Союзе, вторая выплачивалась в Германии. Помню, спустя несколько дней после приезда в часть, пошёл на толкучку и купил там за смешные по советским меркам деньги подержанную машину «БМВ». Хорошая была машина, пять лет проездила идеально. В целом загранслужба оставила много интересных впечатлений, – рассказывает офицер.
90-е годы Фёдоров провел на службе на Кольском полуострове и в Калининградской области. В то время служить в армии было, мягко говоря, непросто, многие уволились со службы, но Фёдоров остался до конца верен клятве офицера. Четверть века он отдал танковым войскам.
Несколько лет назад вернулся в родное Дарвино, завёл пасеку. Дело отца решила продолжить дочь Наталья. Она сейчас служит под Калининградом в погранвойсках.