— Венер Фирузович, в соцсетях некоторые родители сетуют на военный уклон основ безопасности жизнедеятельности, что вы можете им ответить?
— Подготовка к службе в армии составляет лишь треть от всего комплекса обучения. Там есть и другие модули, направленные на поддержание здорового образа жизни, получение медицинских знаний, личной безопасности. У всех на слуху эксперименты, в которых незнакомцы предлагали подросткам покататься на машине, и 70% детей соглашались. Вот о такой опасной доверчивости мы тоже говорим на занятиях.
— Насколько изменился подросток по сравнению с 80, 90-ми годами?
— Современные дети либо окружены гиперопекой, либо предоставлены сами себе и очень подвержены влиянию соцсетей, а это делает их инфантильными. Месяц назад на улице упал немолодой мужчина, возле него несколько минут стояли трое взрослых и два старшеклассника. Никто даже пульс не пощупал, не вызвал «скорую», не говоря уже о выполнении искусственного дыхания.
Задача педагога ОБЖ – научить действовать в экстренной ситуации. Для этого я часто прибегаю к моделированию опасной ситуации. Например, мы идем в парк и там в ролях разыгрываем случай со злоумышленниками и потенциальными жертвами. Дети очень восприимчивы к такой форме обучения. Формулировки из учебника могут выветриться из головы, а эти «спектакли» останутся в памяти надолго. Отрабатываем проведение искусственного дыхания на тренажерах-манекенах, проводим учения по эвакуации из здания, занятия по строевой, тактической подготовке, учимся обращаться с оружием, противогазами. Скоро стартует олимпиада по ОБЖ, где 50 процентов заданий – практические, например, как грамотно спасать утопающего.
— Повлияли ли трагедии в Казани и Перми на преподавание ОБЖ?
— Они отразились на правилах безопасности в учебных заведениях. Если прежде по инструкции во время вооруженного нападения учащиеся должны были покинуть здание, то теперь при нападении вооруженного террориста надо подать особый сигнал, забаррикадировать двери и ждать прибытия полиции. Помните, в Перми один из профессоров закрыл дверь и продолжил урок, в то время как на нижних этажах началась паника? Педагог поступил правильно. Дверь была железная, прострелить ее из ружья невозможно. Сама жизнь смоделировала ситуацию, из которой был извлечен урок.
— Каково мужчине быть преподавателем в школе?
— Мне комфортно, у нас несколько мужчин, небольшой коллектив и мы работаем одной командой. Нас поддерживают, к нам прислушиваются. Мы ведь с физруком также ведем кружки, я – стрелковый, Константин Анатольевич – спортивный. У нас с ребятами установился хороший контакт, а это важно.