У Валерия Фомичёва замечательная трудовая биография. Работал токарем, главным механиком, начальником транспортного цеха, энергетиком на крупных предприятиях города. И везде регулярно подавал рацпредложения. За смекалку и конструкторскую жилку опытного производственника переманили в отдел благоустройства при городской администрации. Работал там до самой пенсии.
На заслуженный отдых Фомичёв вышел восемь лет назад и с тех пор пропадает в гараже.
– Живу в своем доме, огород шесть соток. Картошку сажать надо? Надо. Вручную лень. Сделал культиватор – он по полю идет, борозду делает, картошку закапывает – красота! Зимой, когда снегом заметает дороги, у меня нет никаких проблем, потому что есть снегоочистительный ковш, даже два. Прикрепляю к машине и – вперед!
Огород у Фомичева что-то вроде испытательного полигона. Любая новинка первые метры наматывает в этой части двора. Сейчас центральное место в гараже пенсионера занимают две мотособаки – буксировщики.
– Это Дружок, а это Малыш, – знакомит мастер со своими работами. – С первым провозился почти пять месяцев, второй за полтора месяца собрал. Здесь только движок купленный и гусеничная лента, остальное сам собрал-перебрал.
Валерий Владимирович заядлый рыбак и охотник. Нравится ему бродить нехоженными тропами в местах, где водится рыба и дичь. А вот добраться туда – проблема.
– Давно я мечтал о лёгком вездеходе, – признался Фомичёв. – Долго думал, искал чертежи подходящей модели, но так и не нашёл. Всё казалось слишком сложным и громоздким. И тут в моей голове родился предельно простой проект снегохода. Всего-то требовались рама, две оси, лист профнастила да четыре надувные камеры-колеса от грузовика. На зиму вместо передних колёс можно ставить лыжи. Мощность двигателя не больше семи лошадиных сил.
Так появился первый снегоход. За ним водный глиссер – лёгкое быстроходное судно.
– Самым сложным было изготовить воздушные винты. Выточить их из дерева и отбалансировать, сделать угол атаки – та ещё задача. Каждый винт сделан из качественного деревянного бруса и имеет разные аэродинамические характеристики. Мне понадобились пять разных винтов – силовой, скоростной. Пойдемте-ка, я вам еще кое-что покажу, – хитро улыбается пенсионер и ведет нас в другую часть двора, где под брезентом стоит тщательно упакованный мотоцикл «Ява».
– Вот такой раритет у меня имеется, – торжествующе говорит он. – 1975-го года выпуска. Было время – мотоциклами увлекался, гонял на них, на машинах. В конце 80-х годов не раз участвовал в городских соревнованиях среди водителей. Однажды за победу в многоборье на «Москвиче-412» получил сертификат на покупку новой машины!
Про таких, как Фомичев, говорят: у него бензин в крови.
– Может, и так, – соглашается пенсионер. – У меня и мать, и отец башковитыми были, технари. Несколько лет проработали на заводе ТЗГОиА и меня туда заманили – там я много чего полезного сделал для города, для людей.
И сейчас с машинами возиться, с техникой для меня одно удовольствие. Я человек вспыльчивый, но отходчивый. Если погорячился – иду в гараж, тут хорошо мне, дела отвлекают, мечты воплощаются. Не все, правда. Однажды решил дельтаплан мастерить, но жена взбунтовалась. Она у меня женщина понимающая, а тут принципиально воспротивилась. Говорит, я тебя с твоими культиваторами и самоходками дома не вижу, а дельтаплан сделаешь – где тебя искать потом? В общем, решил я, что она права. И без дельтаплана обойдусь.