В 90-е народ мало что знал о рисках подхватить ВИЧ и о способах его передачи. Другое дело - сегодня, когда у людей есть масса возможностей получить достоверную информацию о том, что такое ВИЧ, и как избежать заражения им. К сожалению, она до многих не доходит.
В Туймазах на диспансерном учете состоят 443 туймазинцев с ВИЧ-инфекцией. В основном, это люди в возрасте от 41 до 50 лет, 19 человек старше 60. Многие из них узнали о своей болезни совсем недавно. Вот так аукнулись молодые годы.
Как правило, о своем диагнозе люди узнают случайно: либо в процессе обследования перед хирургическим вмешательством, либо при лечении других заболеваний. Недавно ВИЧ был выявлен у женщины средних лет, которая долгие месяцы проверялась у разных специалистов, безуспешно пытаясь найти причину своих постоянных недомоганий.
– У таких пациентов первая реакция на известие о наличии ВИЧ-инфекции: «Не может быть!», – говорит врач-инфекционист Туймазинской ЦРБ Виктория Хасанова. – В глазах – непонимание: как же так? Ведь сегодня он ведет вполне добропорядочный образ жизни, имеет неплохой социальный статус и достаток. Откуда у него может взяться болезнь, которую он считал уделом маргиналов? Однако, когда мы вместе разматываем цепочку воспоминаний о его прошлом, неизменно всплывает информация, что в юности он хотя бы раз кололся наркотиками или же имел добрачные половые контакты без презерватива. Некоторые, узнав о диагнозе, начинают плакать, поскольку убеждены – ВИЧ инфекция непременно означает скорую смерть. Однако врач терпеливо объясняет пациенту: если он будет добросовестно проходить назначенную ему терапию, у него есть все шансы дожить до глубокой старости.
Сегодня существует большое количество лекарств, которые могут подавлять инфекцию и переводить больных в стадию ремиссии. Вдобавок снижается вероятность, что его близкие подхватят от него ВИЧ. Зараженные женщины, при условии лечения во время беременности, в большинстве случаев рожают вполне здоровых младенцев. И еще: вопреки распространенному мнению, что здоровые супруги обязательно бросают инфицированных после известия о тяжелом диагнозе, большинство пар остаются вместе.
– Часть зараженных – это наркоманы, – продолжает Хасанова. – Их век обычно не долог. Часть пациентов, услышав известие об инфекции, вопросительно вскидывают брови: «ВИЧ? А что это такое? Нет у меня ничего!» Чаще всего это люди зрелого возраста. С такими работать сложнее всего. К тому же они продолжают заражать ничего не подозревающих партнеров. Хуже всего, что некоторые делают это со злости, хотя были предупреждены об уголовной ответственности за заражение другого человека.
Бывает, что, узнав о диагнозе, человек «исчезает в закат»: скрывается от врачей, заносит их телефонные номера в черный список или сам меняет свой телефонный номер. И таким образом упускает шанс на жизнь, поскольку без терапии ВИЧ-инфекция может перейти в СПИД. То есть статус «вирус иммунодефицита человека» перейдет в «синдром приобретенного иммунного дефицита», что является конечной стадией этой болезни. У такого человека напрочь отсутствует иммунная защита, он совершенно не защищен от инфекций и опухолей.
Число пациентов с ВИЧ в районе ежегодно увеличивается в среднем на 50 человек. Чтобы избежать заражения, достаточно придерживаться простых, но надежных правил профилактики: избегать незащищенных половых контактов, пользоваться стерильными медицинскими инструментами. Последнее правило касается тех, кто является частым клиентом мастеров маникюра, косметологов, татуажа.