Чулпан Хабибуллина трудится в родном селе почти сорок лет. Самыми сложными она считает последние пару лет, когда началась пандемия коронавируса.
– С началом пандемии ни на один день в моем ФАПе не возникло «напряженки» сосредствами индивидуальной защиты и дезрастворами. Сказалась многолетняя привычка всегда иметь некоторый запас, – говорит Чулпан Загитовна. – Особенно они пригодились осенью 2020 года, когда больные ковидной пневмонией потоком шли на уколы. Бывало, за день к нам приходили по 30 человек, причем по два раза в день, ведь антибиотики и другие препараты нужно колоть утром и вечером. Нам даже пришлось оборудовать два процедурных кабинета.
В тот же период из-за введения процедуры маркировки лекарств и, чего уж греха таить, из-за попыток спекулировать на препаратах от ковида, с прилавков аптек исчезли многие лекарства. Хабибуллина помогала землякам решить и эту проблему. Разумеется, предварительно убедившись, что пациент не занимается самолечением, а препараты ему назначил врач.
В тот же период все три медика ФАПа – заведующая, акушерка, фельдшер – и сами переболели коронавирусом, к счастью, без осложнений.
– Это было неизбежно. У себя мы соблюдали все санитарно-эпидемиологические требования. Однако мы еще и ходили по домам к пациентам с температурой. А люди не всегда соблюдали режимы дезинфекции помещений и проветривания, которые обязательны при любом вирусном заболевании. Вот мы и заразились, – поясняет медик.
Сегодня в ФАПе продолжается активная вакцинация от коронавируса. Раз в две недели прививаются по 30-40 человек – кто-то впервые, а кто-то уже ревакцинируется.
Также Хабибуллина с коллегами занята патронажем населения на дому: четыре раза в год они посещают инвалидов, состоящих на учете, раз в год обходят всех 2200 жителей села. Опять же никто не отменял сезонные вирусные заболевания детей, скачки давления и сердечного ритма у пожилых людей – к каждому Чулпан Загитовна и ее маленький коллектив бежит по первому зову.
– Сегодня мы работаем по строгому графику. Однако, по моему мнению, медик не имеет права «выключать» в себе профессионала и после работы. Многолетний опыт приучил меня реагировать на любую внештатную ситуацию в селе, – говорит медик. – Потому что иной раз несколько секунд промедления и размышлений могут стоить человеку жизни. Не так давно был случай: я шла по улице домой после смены и возле местного магазина увидела женщину, лежащую на земле. Разумеется, я подошла проверить, в чем дело. Оказалось, у женщины был приступ астмы, еще бы несколько минут промедления и она умерла бы от удушья. Похожий случай произошел на заре моей медицинской карьеры. Тогда односельчанку ужалила пчела. Ее свекор решил помочь – дал женщине выпить стакан водки и отправил в ФАП. Однако дойти она не смогла: с непривычки от выпитого упала по дороге. Я заметила какую-то странную возню возле забора, вышла посмотреть. К счастью, успела помочь.
Неутомимый медик планирует работать в ФАПе еще много лет, при том, что могла бы выйти на пенсию по выслуге лет в 42 года. В свободное от работы время Хабибуллина занята хлопотами по хозяйству и рукоделием. Сначала это было вязание, потом – пошив маленьких кукол, теперь – алмазная вышивка.