Все новости
Новости
26 Июля 2022, 15:00

Врач-бактериолог Туймазинской санэпидстанции почти полвека исследует микробы

Ракия Фаттахова пришла в Туймазинскую санитарно-эпидемиологическую станцию в 1972 году.

Врач-бактериолог Туймазинской санэпидстанции почти полвека исследует микробы
Врач-бактериолог Туймазинской санэпидстанции почти полвека исследует микробы

Вспомните, к чему вы прикасаетесь руками в течение дня. Телефон, ручки дверей, поручни подъезда, кнопка лифта, дворовая кошка, продукты в магазине, деньги, лицо, бутерброд... На поверхности всех этих предметов есть незаметная глазу жизнь – бактерии. Они питаются, движутся, размножаются и легко проникают в человеческий организм, порой вызывая болезни и даже смерть. Но не пугайтесь – выявить и обезвредить микробы вполне реально.

Ракия Гильмиевна пришла в Туймазинскую санитарно-эпидемиологическую станцию в 1972 году, сразу после окончания Казанского государственного мединститута. Молодого специалиста по санитарии отправили на курсы бактериолога, и уже через год она стала заведующей баклабораторией. Сегодня это современное учреждение, где используются передовые технологии и оборудование, а тогда она располагалась в бревенчатом здании за «линией». В небольшом помещении Ракия Гильмиевна и четыре лаборанта выявляли различные бактерии, отравляющие жизнь туймазинцев. Самой распространенной в то время заразой была дизентерия – острая кишечная инфекция.

— Тогда у нас не было таких технических возможностей, как сейчас, всё проделывали практически вручную. Мы сами изготавливали питательные среды, по миллиграммам отмеряя составляющие, мыли и стерилизовали огромное количество пробирок, – вспоминает бактериолог. – В 80-е годы была другая напасть – менингококковая инфекция. В 90-е годы, когда родители массово стали отказываться от прививок, у нас начала распространяться бацилла Леффлера, вызывающая дифтерию.

Сегодня в районе ситуация с опасными бактериями стабильна. Как правило, мы проводим профилактические заборы в детских садах, кафе и ресторанах, больницах. Изредка выявляется кишечная палочка, но в большинстве случаев пробы «чистые». Это связано с тем, что везде строго соблюдаются санитарные нормы, и с тем, что с каждым годом вирусы все больше вытесняют микробы.

На профилактические исследования в баклабораторию приносят воду, почву из теплиц, песок из песочниц в детских садах, продукты питания и даже инструменты из маникюрных салонов.

Ракия Гильмиевна в специальном боксе для стерильных работ культивирует посевы в чашках Петри с питательной средой, отправляет их в термостаты с соответствующей температурой (кстати, большинство бактерий предпочитает температуру человеческого тела), изучает колонии бактерий, находит подходящее для них антимикробное средство. Затем микроорганизмы отправляются в помещение стерилизации, в санэпидстанции его называют по-простому – «убивкой». Там микробы подвергаются часовой пытке под двумя атмосферами.

По мнению Ракии Гильмиевны, самый простой способ уберечь себя от бактерий – почаще мыть руки с мылом. Сама она признается, что моет руки бессчетное количество раз и совсем не носит ни колец, ни браслетов.

— Я ведь в отличии от многих вижу невидимое, - говорит она.

Недавно Ракие Гильмиевне исполнилось 74 года. Более 47 лет она проработала в лаборатории. За это время врач была наставником 9 бактериологов и биологов, 10 фельдшеров-лаборантов. 12 лет назад она вышла на пенсию, но долго без любимого дела просидеть не смогла и снова вернулась в баклабораторию.

Пять лет назад снова ушла, думала, что уже навсегда. Но летом нынешнего года руководство санэпидстанции обратилось к Ракие Гильмиевне с просьбой обучить и передать свой опыт новым сотрудницам. Врач, конечно, согласилась и теперь вновь учит бороться с невидимым врагом молодых специалистов.

 

Автор:Регина Мигранова
Читайте нас: