Вместе с инспектором ОГИБДД Туймазинского района Ильсуром Габдуллиным мы выехали к путепроводу возле бывшего свеклопункта.
– Одним из поводов проверок послужила трагедия в Благоварском районе, произошедшая 25 июля, – рассказывает Ильсур Ильфирович. – 27-летний водитель автобуса «Форд-транзит» на скорости 90 километров в час при ограничении в 50, въехал в «Камаз» - технику дорожной службы. Погибли шесть человек.
Главными причинами таких аварий являются переработки водителей и превышение ими скоростных норм.
Отдельная история – ДТП, совершаемые водителями маломестных «Ларгусов», на которых перевозят людей. Среди них много нелегалов, парней без опыта работы, склонных к лихачеству. Но шерстить будем все автобусы.
– Как вы определяете переработку?
– Снимаем показания тахографов. Водитель может находиться за рулем не более девяти часов с двумя 45-минутными перерывами. Если дольше, - накладываем на него штраф в размере 1,5 тысячи рублей. Самые ответственные в этом плане работники Туймазинского АТП, вахтовых маршрутов городских предприятий. Чего не скажешь о частниках.
Тем временем были остановлены пять автобусов и несколько машин частников. От одного из водителей «Лады-Калины» чувствовался перегар.
– Сейчас 12 часов дня, а вы пьяный едете по оживленной трассе, – говорит инспектор.
– Я... это, вчера к отцу приехал и мы отметили рождение сына, наверное, запах остался, – признается 40-летний житель Шарана.
– Ну-ка дыхните в трубочку. 0,962 промиле. В таком состоянии ездить не допустимо. Вы задержаны.
Спустя пять минут инспектор останавливает междугородний автобус. Водитель "забыл" пристегнуть ремень безопасности. Такое же нарушение допустили еще трое и были оштрафованы на 1000 рублей каждый.
– Не все водители имеют лицензию на перевозку пассажиров, - рассказывает Габдуллин. - Недавно останавливаю «Ларгус», где находятся пять человек. Прошу предъявить разрешение на пассажироперевозку. Водитель утверждает, что везет родственников. Чувствую, врет. Прошу назвать их по именам - не может. За незаконную предпринимательскую деятельность я его, как физлицо, оштрафовал на 500 рублей. ИП и юрлица за перевозку людей без лицензий штрафуются на сумму от 2000 до 2500 рублей. Санкции невелики, поэтому разрабатывается законопроект об увеличении таких штрафов в 7-10 раз.
- Лицензия – лишь взнос в бюджет, разве она поможет уменьшить травматизм на дорогах?
- В определенной мере - да. Лицензиат обязан документально подтвердить регулярное прохождение медосмотра, исправность машины, водительский стаж и даже умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
За время рейда было проверено 40 автобусов. Выявлено 10 нарушений. Наиболее частые из них - поворот без включенного сигнала и езда без пристегнутых ремней безопасности.