112-я Башкирская кавалерийская дивизия сформировалась в Уфе в декабре 1941 года. Ее командиром был назначен полковник Шаймуратов. За годы Великой Отечественной войны дивизия прошла более четырех тысяч километров от Дона до Эльбы, одержала множество побед. «Потомки Салавата отступать не умеют», – с таким девизом поднимались в атаку башкирские кавалеристы. Среди них был туймазинец Мирхазян Гилязов.
Истрепавшиеся странички его красноармейской книжки бережно хранятся в доме его сына Ильгизара Нурмухаметова. Выцветшие чернила разбираются с трудом: «Выдано: шаровары – 1, рубаха нательная – 2, кальсоны – 1, портянки – 2, шинель – 1». С таким набором вещевого имущества рядовой Гилязов отправился весной 1942 года на фронт в составе 275-го полка 112-й кавдивизии. Летом дивизия получила боевое крещение на Брянском фронте.
На тот момент Мирхазяну Нурмухаметовичу исполнилось 37 лет. В родной деревне Верхние Бишинды у него остались жена и дети. За пять лет до начала войны он получил специальность животновода в сельскохозяйственной школе Шарана и работал в колхозе бригадиром. На фронте учли его опыт и поручили заниматься лошадьми.
— Дивизия часто выполняла боевые задачи в тылу врага. Отец рассказывал, что обойти фашистов им нередко помогало знание башкирского языка: разговоры, команды, сообщения руководству, даже газета – все было на родном языке, который немцы не понимали, – вспоминает отцовские рассказы Ильгизар Мирхазянович.
В начале 1943 года при пересечении фронтовой линии полк попал под вражеский обстрел. Мирхазян Нурмухаметович получил тяжелое ранение в ногу. После госпиталя его отправили домой на побывку. Через месяц – снова на фронт, но уже в 125-ю стрелковую дивизию.
Весной 1944 года, после еще одного ранения и контузии, туймазинца комиссовали. Он вернулся в родное село, до выхода на пенсию трудился в колхозе заведующим фермой. Постоянно помогал вдовам и детям погибших на войне односельчан: чинил покосившиеся заборы, крыл крыши, организовал в селе кассу общественной взаимопомощи.
— Нам, детям, отец о войне рассказывал мало, – говорит Ильгизар Мирхазянович. – Человек по натуре легкий, веселый, чаще он вспоминал какие-то забавные случаи, которые происходили с ним и его сослуживцами. Но когда в гости приходили его фронтовые друзья, они говорили о тяжелых боях и потерях. Отец и его сослуживцы с гордостью и восхищением отзывались о генерал-майоре Шаймуратове, называли его отличным стратегом и тактиком. Благодаря его грамотным действиям дивизия не раз выбиралась из сложных ситуаций даже при превосходящих силах противника. Помню, как мечтали о том, чтобы их легендарному командиру присвоили звание Героя России. К счастью, их желание исполнилось спустя 70 с лишним лет. До конца жизни отец был верен заветам своего командира и нас всегда учил не пасовать перед трудностями.
Сын воина-шаймуратовца Ильгизар Мирхазянович 17 лет руководил фабрикой нетканых материалов в Туймазах, был главой городской администрации.