У многих из нас от школьных уроков физики в памяти остались лишь обрывочные понятия, вроде силы тяжести да силы тяготения. Я физику в школе любила. Подумала: хорошо бы вспомнить пройденный материал.
Директор школы № 2 Елена Моисеева встретила радушно и пообещала наставника – учителя физики Рамиля Шарапова. Его я обнаружила в лаборантской. Он сидел, забаррикадированный стопками тетрадей. Мне даже неловко стало – отрываю человека от дела.
Однако Рамиль Раилович меня успокоил и следующие полчаса мы обсуждали с ним план действий, тему урока, работу с учебником. Я сразу поняла: по-легкому, играючи с задачей не справиться – надо основательно включиться в работу. А еще лучше напроситься на урок к Шарапову, может, смогу подглядеть что-то полезное.
Если одним словом обрисовать мои впечатления от мастерства педагога, – это элегантность. Рамиль Раилович так легко и непринужденно рассказывал о строении веществ, что мне не хотелось, чтобы урок закончился. Не забывая пошутить и похвалить ученика за верный ответ, он добивался вовлеченности детей, не давая угаснуть их любопытству.
Следующие два дня я изучала материал по теме своего урока «Определение размеров малых тел», занималась составлением технологической карты урока – его целей и задач, чтобы в тот или иной момент проговорить, чем должны заниматься дети. Но все это... вылетело из моей головы за секунду до звонка. Вот что значит теория без практики!
Зато семиклассники не подвели – активные, доброжелательные. Слышу верные ответы и испытываю какую-то первобытную радость, словно открыла новый материк.
На уроке мы проводили лабораторную работу, пытаясь вычислить размеры горошины, пшена и молекулы. Проговариваем вслух каждый этап работы, прописываем его в тетради, повторяем формулы для вычисления, делаем измерения. Попутно контролирую: все ли успевают?
За пять минут до конца урока подводим итоги проделанной работы: «Что нового узнал? Чему научился?»
Уже дома пытаюсь сравнить современную школу с той, что была в годы моего детства. Главное – дети сейчас не стесняются попросить учителя повторить что-то еще раз. А мы боялись лишний раз привлечь его внимание.
Атмосфера сейчас явно более теплая. Но педагогу сложнее. Нужно искать подход к каждому ученику, выросшему на Тик-Токах и Ю-тюбе, а это ой, как непросто.
Прибавьте сюда работу с документами, бесконечные отчеты. Это у меня все закончилось со звонком. А у Рамиля Шарапова учебная нагрузка составляет 50 часов в неделю, плюс работа классного руководителя. И еще – кипы тетрадей, необходимость занести результаты урока в АИС «Электронная школа».
На работу Рамиль Раилович приходит к 8 часам утра, а домой возвращается в 8 часов вечера. Интересно, откуда у него силы на доброжелательность и улыбку?
– Привык. Я в школе больше 25 лет. И мне моя работа нравится так же, как и в первые дни – это важно для каждой профессии. Ни секунды не сожалел, что стал учителем, – говорит Рамиль Раилович.