Все новости
Новости
30 Октября 2022, 14:17

Школе № 1 в Туймазах исполнилось 100 лет

Стены  первой  городской  школы  могли  бы  многое  рассказать.  Они  видели  сотни  любопытных  глаз,  миллион  раз  слышали,  как  доказывали  теорему  Пифагора  и  повторяли:  «Жи-ши  пиши  с  буквой  и».  Вот  уже  целый  век  школа  дает  знания,  направляет  и  воспитывает,  делает  работу  над  ошибками  и  создает  будущее.   

Школе № 1 в Туймазах исполнилось 100 лет
Школе № 1 в Туймазах исполнилось 100 лет

Сердце  школы 

История  школы  № 1  началась  в  1922  году  в  деревне  Аднагулово.  Через  четыре  года  ее  перевели  в  Туймазы  в  двухэтажное  деревянное  здание.  В  начале  30-х  годов  оно  сгорело,  на  его  месте  в  1932  году  построили  новое.  Современное  трехэтажное  здание  школы  появилось  в  1963  году.  Нынешний  коллектив  школы  это  60  сотрудников  и  863  ученика,  включая  учащихся  и  педагогов  филиала  школы  –  он  расположен  в  селе  Япрыково. 

Здесь  развита  преемственность  поколений.  Выпускники  стремятся,  чтобы  их  дети  тоже  учились  здесь.  Многие  возвращаются  в  родные  стены,  чтобы  работать.  Среди  них  Татьяна  Григорьева,  вот  уже  33  года  она  секретарь  школы.  Ежедневно  ведет  бесконечную  административную  работу:  выписывает  справки,  оформляет  приказы,  отвечает  на  десятки  писем  и  запросов.  А  еще  Татьяна  Михайловна  внештатный  психолог  и  советчик  для  учеников  и  учителей  –  в  ее  тесной  приемной  всегда  найдется  место  тем,  кому  надо  выговориться  или  просто  посидеть  в  тишине.  В  школе  ее  любовно  и  уважительно  называют  «сердцем  школы».   

—  Здесь  училась  моя  старшая  сестра,  а  в  1967  году  сюда  пришла  я,  –  вспоминает  Татьяна  Михайловна.  –  Классным  руководителем  нашего  1  «Г»  была  Групник  Валентина  Михайловна.  Мы,  как  и  все  начальное  звено  тех  лет,  до  четвертого  класса  учились  в  деревянном  одноэтажном  корпусе,  а  в  пятом  нас  перевели  в  новое  здание.  Тогда  в  школе  было  очень  много  детей  –  в  каждом  классе  по  пять  параллелей,  учились  мы  в  две  смены.  Помню,  что  в  классах  «А»  и  «Б»  обучение  велось  на  татарском  языке. 

После  окончания  восьмого  класса  Татьяна  Михайловна  поступила  в  профес-сионально-техническое  училище  № 54.  Получила  профессию  оператора  стеклоформующих  машин.  Около  семи  лет  проработала  на  стекольном  заводе,  но  по  состоянию  здоровья  ей  пришлось  уйти  с  предприятия.  Несколько  месяцев  трудилась  делопроизводителем  в  пожарной  части,  где  освоила  печатную  машинку,  затем  попала  под  сокращение.  Дочь  и  сын  Татьяны  Михайловны  тоже  учились  в  первой  городской.  Однажды  женщина  пришла  за  своей  дочерью-третьеклассницей  и  случайно  узнала,  что  директору  нужен  секретарь.  Татьяну  Михайловну,  владеющую  навыками  печатания  на  машинке  и  делопроизводства,  взяли  без  разговоров. 

 

История  школы  в  лицах 

—  До  1988  года  школой  руководил  Абдрахманов  Ромэн  Закиевич,  а  в  1989  году,  когда  я  начала  здесь  работать,  директором  был  Минуллин  Ильдар  Идрисович.  Через  год  его  место  занял  Файзуллин  Юрис  Султанович  –  очень  хозяйственный  мужчина.  Бывало,  засорится  в  школе  слив,  так  он  тут  же  засучит  рукава  и  сам  идет  все  прочищать.  Что  уж  говорить  про  сломанные  парты  и  шатающиеся  табуретки!  Все  чинил  сам,  слесаря  постоянного  в  школе  не  было.  Тогда  школа  остро  ощущала  нехватку  кабинетов,  и  Юрис  Султанович  решил  оборудовать  три  дополнительных  кабинета  на  чердаке.  В  те  годы  в  школе  было  много  мужчин-преподавателей:  физкультурники,  трудовики,  учителя  математики  и  физики,  ОБЖ  и  русского  языка.  Так  вот,  они  летом,  во  время  отпусков,  сделали  эти  три  кабинета  своими  руками. 

Следующий  директор  Салимгареев  Нурислам  Гареевич  любил  устраивать  всевозможные  мероприятия  как  для  учеников,  так  и  для  педагогов.  Мы  то  и  дело  ходили  в  походы  и  на  пикники,  устраивали  концерты,  играли  в  спортивные  игры  и  ездили  с  ночевкой  на  Кандрыкуль. 

При  его  преемнике  Лукманове  Ильдаре  Фаязовиче  в  школе  появились  первые  компьютеры,  а  при  Курочкине  Вячеславе  Геннадьевиче  –  интернет. 

С  нынешним  директором  Боронниковым  Игорем  Евгеньевичем  мы  работаем  уже  18  лет.  Он  преподает  ребятам  технологию,  многое  умеет  делать  сам:  может  поменять  замок  в  двери,  затянуть  расшатавшиеся  петли  двери.  К  школе  он  относится  как  к  своему  дому,  к  ученикам  –  как  к  собственным  детям.  Игорь  Евгеньевич  многодетный  отец,  у  него  четверо  сыновей.  Может,  поэтому  ему  удается  найти  подход  ко  всем,  даже  самым  трудным  подросткам. 

 

Было  –  стало 

Игорь  Евгеньевич,  как  настоящий  хозяин,  взялся  за  порядком  обветшавшее  здание  школы,  чтобы  ученикам  было  тепло,  уютно  и  безопасно.  В  2005  году  здесь  заменили  систему  отопления,  в  2010  –  электропроводку.  Деревянные  оконные  рамы,  установленные  еще  в  1963  году,  полностью  поменяли  на  современные  пластиковые  стеклопакеты,  перекрыли  крышу,  обновили  фасад.  Реконструкция  внутри  школы  продолжается  до  сих  пор. 

В  школе  все  делается  для  удобства  учеников,  –  продолжает  Татьяна  Михайловна.  –  Нам  были нужны  учебные  кабинеты,  поэтому  мы  максимально  оптимизировали  пространство.  Теперь  в  бывшем кабинете  Игоря  Евгеньевича  располагается  наш  музей,  а  мы  с  ним  делим  мою  приемную.  В  тесноте,  да не  в  обиде.  Зато  у  детей  появились  просторные  раздевалки.

 

С  памятью  в  сердце 

С  первых  дней  начала  Великой  Отечественной  войны  учителя  и  ученики  старших  классов  уходили  на  фронт.  12  учителей  и  65  воспитанников  школы  не  вернулись  с  полей  сражений.  В  1972  году  во  дворе  школы  установили  памятник  погибшим  на  деньги,  которые  заработали  ученики  школы,  собирая  металлолом  и  макулатуру.  С  годами  память  о  воинах  не  угасла.  На  месте  старого  деревянного  корпуса  в  нынешнем  сентябре  разбили  Сад  Победы. 

Игорь  Боронников, директор.

—  Во  все  времена  в  школе  неизменно  одно  –  здесь  все  делается  для  детей,  и  они  это  видят  и  чувствуют.  У  наших  выпускников  любовь  к  стенам  родной  школы  остается  навсегда.  Они  заходят  поздороваться,  поговорить  с  учителями,  приводят  к  нам  своих  малышей.  Многие  идут  по  стопам  своих  педагогов  и  возвращаются  к  нам  в  новом  качестве,  чтобы  продолжить  добрые  традиции,  созданные  их  предшественниками.

Автор:Регина Мигранова
Читайте нас: