Визуализируй это!
В сентябре 2003 года Анна Викторовна, только-только окончившая Бирский педагогический институт, провела в школе № 1 села Серафимовский свой первый урок истории. Сегодня за ее плечами тысячи таких уроков, и ни один не похож на другой. Ее ученики уверяли меня, что даты и события на ее занятиях запоминаются сами по себе. Анна Викторовна уверена, что все дело в методе визуализации.
– У современных детей клиповое мышление: они воспринимают мир яркими быстрыми образами. Если образ зацепил их в первые пять секунд, значит они запомнят исторический факт, – говорит педагог. – Поэтому на уроках я стараюсь оживить историю, придумать ассоциации, создать визуализацию. Например, ученики среднего звена любят собирать исторические пазлы и делать лэпбуки – тематические книжки. Со школьниками постарше мы составляем инфографику и ленту времени. На этапе мотивации хорошо работают мемы – забавные картинки с запоминающимися слоганами.
Метод визуализации Анна Викторовна использовала на открытом уроке во время конкурса «Учитель года». Она отправила пятиклассников в путешествие к берегам Балканского полуострова в город богини Афины. Дети «посетили» один из самых знаменитых районов столицы древней Греции – Керамик, где жили гончары, славившиеся своим мастерством в изготовлении ваз. В конце занятия каждый ребенок отыскал в кинетическом песке свою вазочку, которую даже мог расписать.
Герои среди нас
Как учитель истории Анна Викторовна трепетно относится к теме патриотического воспитания молодых, тем более что время рождает новых героев. У серафимовцев – это Данис Рыбаков, который героически погиб в Донбассе осенью прошлого года. Данис учился у Бочкарёвой.
– Во время внеклассного мероприятия в рамках конкурса я показала детям видео, на котором солдат читает письмо. Смелый, сильный мужчина, который ежедневно смотрит в лицо смерти, ждет весточки из дома больше всего на свете. Письмо – это связь с Родиной, поддержка и надежда. Мы с ребятами тоже написали письма нашим бойцам. Иногда говорят, что детей стоит оградить от жестокости современного мира, поменьше рассказывать о спецоперации. Я считаю, что рассказывать надо, но грамотно. Одна из задач истории – показать все ошибки прошлого, чтобы не совершать их в будущем. А дети – это наше завтра. Они должны все знать и помнить.
Будь как Анна
Есть у Анны Викторовны «фишка», которую она использует на уроке и которая очень нравится детям, – мемы.
– Ничего сложного в этом нет. Нужно лишь подобрать подходящую по теме картинку, придумать к ней забавную запоминающуюся подпись и соединить их в специальной компьютерной программе. Например, портрет Екатерины II, женщины очень умной и вошедшей в историю как просветительница, сопровождает подпись: «Катя умная. Будь как Катя».
Под портретом Александра II, того самого, что отменил крепостное право, подпись: «Да что же вы такие зажатые? Раскрепоститесь!».
«То чувство, когда твоим именем называют дома» – а это подпись к изображению Никиты Хрущёва. Такие ассоциации помогают детям запомнить историческую личность, события и факты, связанные с ним, – говорит Бочкарёва.
Она мечтает, чтобы во всех школах страны появились современные лаборатории, где дети могли бы заниматься наукой и исследованиями, как в образовательном центре «Сириус».
– Слушая выступления коллег на всех этапах, я радовалась, что не сижу в жюри, – говорит Анна Викторовна. – Все участники – невероятно талантливые и творческие личности, выбрать среди них одного я бы не смогла. Победить среди таких сильных педагогов – большая честь. И одна бы я, конечно, не справилась. Огромная благодарность всему нашему коллективу, моей группе поддержки: учителям русского языка и литературы Эльмире Исмагиловой, Резиде Батталовой, Лилии Мавлютовой, учителю музыки Юлии Сайфуллиной, учителю начальных классов Гульнаре Хисматуллиной, учителю информатики Елене Зайнуллиной, завучам Рите Саттаровой, Ирине Власовой, Альфие Хадыевой, Людмиле Доброй, директору Уралу Садыкову. Они поддерживали меня во всем – и эмоционально, и советами, и идеями. Спасибо директору школы № 2 Елене Моисеевой и пятому классу, где я провела открытый урок и внеклассное мероприятие. И, конечно, моей семье – за понимание и терпение.