Как средству массовой информации не влететь на штраф в 200 тысяч рублей за то, что его сотрудник взял фотографию для редакционного сайта с «бесплатного» фотостока? Что предпринять, если текст журналиста без его ведома перепечатало другое издание? Как сохранить тиражи и приумножить интернет-аудиторию? Эти и многие другие вопросы в течение дня пишущая братия под руководством и.о гендиректора ГУП ИД «Республика Башкортостан» Расула Сафаргалеева обсуждала в стенах санатория-профилактория «Изумруд».
Реалии сегодняшнего дня таковы, что каждый день подкидывает журналистам задачи, решить которые в одиночку просто невозможно.
При этом, несмотря на возникающие проблемы, СМИ остаются самым влиятельным общественным институтом. Об этом, в частности, заявил заместитель главы администрации Туймазинского района Руслан Агапитов.
– В последние несколько лет журналисты, как и все жители нашей страны, живут в непростых реалиях: сначала мы прошли испытание пандемией коронавируса, сейчас страна участвует в специальной военной операции. СВО так или иначе повлияла на жизнь каждого человека, а средствам массовой информации в это время приходится преодолевать массовые информационные атаки, бороться с фейками, – отметил он. – Хочу выразить огромную благодарность всем журналистам, благодаря которым правда доходила и доходит до наших граждан. Это особая ответственность.
В Туймазинском районе выходит газета «Туймазинский вестник» – издание с многолетней историей. В этом году ей исполняется 93 года. Это по-прежнему уважаемое средство массовой информации. Туймазинцы ценят газету, читают, обсуждают. А это значит, что 93 года напряженных трудов и творческих поисков, которыми занималось не одно поколение журналистов, редакторов, не прошли даром.
«Туймазинский вестник» – одна из самых читаемых СМИ республики среди районных и городских газет. Ее тираж – на русском и татарском языках – составляет около 6 тысяч экземпляров. Газета продолжает развиваться, искать новые пути к читателям. Сейчас у нее есть собственный сайт, группы в социальных сетях и в Телеграме. В месяц общее число людей, которые читают газету в привычном печатном формате, а также на сайте и в соцсетях, составляет около 200 тысяч человек. Это огромная цифра.
Наши журналисты понимают, какую миссию они сегодня выполняют. Они не только информируют. Они ведут битву за умы наших граждан, рассказывая правду, рассказывая о наших традициях, о том, чем силен наш район, наша республика. И тем самым противодействуют тому внешнему воздействию, которое сегодня оказывается на нашу страну. Спасибо вам за вашу работу!
Впрочем, журналисты давно уже вышли за рамки привычной деятельности. Судя по информации, предоставленной руководителем юго-западного межрайонного творческого объединения Гаухар Фазуллиной, сегодня они добровольно решают и другие, несвойственные им прежде задачи. К примеру, только в нынешнем году представители юго-западного МТО собрали около 2000 книг и передали их в учреждения здравоохранения. При этом туймазинские журналисты сдали нормы ГТО, получив два золотых и один серебряный значок (и призвали других туймазинцев следовать их примеру), успели провести несколько социальных и спортивных флешмобов, взяли шефство над одним из местных родников – уложили вокруг него брусчатку, обновили ограждение и периодически наводят здесь порядок.
Очевидно, что журналистское сообщество в последние годы играет все более важную роль. Об этом говорят цифры. По словам председателя Союза журналистов РБ Вадута Исхакова, в рядах Союза сегодня насчитывается около 1700 человек и каждый год в него вступают еще 50-60 человек. Как наиболее активная прослойка нашего общества, при подготовке очередного материала они не ограничиваются внутренней повесткой и, выполняя свой служебный долг, всегда готовы выдвинутся на самый передний край. Иной раз – в прямом смысле этого слова. Многие журналисты Башкирии не раз и не два выезжали «за ленточку», чтобы сделать правдивый и читабельный материал о боевых буднях СВО. Как результат, сейчас Союз журналистов России и Минцифры разрабатывают новый статус для военкоров, который по многим параметрам приравняет их к солдатам-контрактникам, со всеми положенными им бонусам и преференциям.
Не успев до конца переварить эту информацию, журналисты были буквально вовлечены в водоворот интереснейшей и познавательной информации, которой щедро делилась медиа-тренер, эксперт Зухра Саиткулова. Ее подробный разбор печатных СМИ Юго-западного МТО и советы, как сделать ту или иную газету более познавательной и интересной для читательской аудитории, позволили коллективам газет новыми глазами взглянуть на свои издания.
В свою очередь следующий спикер – заместитель главного редактора ИА «Башинформ» Станислав Шахов рассказал о типичных ошибках при работе на сайте и о том, как их исправить. Общий посыл его выступления – борьба за читателя становится все острее, ведь сегодня на него обрушивается невероятное количество информации. Пример: в одном номере «Комсомольской правды» сегодня размещено столько информации, сколько среднестатистический крестьян 16 века получал за всю свою жизнь. При этом количество обрушивающейся на обывателя информации с каждым годом удваивается.
Технические вопросы журналисты обсудили с веб-редактором сайтов Издательского дома Азаматом Абдрафиковым, экономические - с главным экономистом Айгуль Абдуллиной.
Обсуждение наболевших вопросов продолжалось до самого вечера. Представители СМИ рассказывали о своих наработках, щедро делились секретами. В частности, много вопросов задавали главному редактору «Туймазинского вестника» Оксане Максютовой – издание является одним из лидеров рейтинга ГУП ИД «Республика Башкортостан» по работе на сайте и в соцсетях. На усталость никто не жаловался – очевидно, что все наработки семинара-совещания должным образом скажутся на печатных и электронных медиа-ресурсах. А в конечном итоге – на наших читателях.