На днях Туймазинское АТП получило от республики восемь новых автобусов. Кроме обновления парка машин в ГУП «Башавтотранс» решается и кадровая проблема – путем повышения оплаты труда водителей. Подробности – в беседе с главным инженером предприятия Виктором Толстогузовым и водителем автобуса Ильгизом Хайбрахмановым.
– Виктор Александрович, насколько интенсивно идет обновление транспорта в АТП?
– В основе нашего автобусного парка – три машины большой вместимости, 17 «Фордов», закупленных в 2019 году и несколько ПАЗов. Пробег «Фордов», обслуживающих внутрирайонные и межрайонные маршруты, превысил 600-700 тысяч километров и хлопот с ними стало очень много. На днях в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» мы получили восемь машин «Газель Некст» малой вместимости. Кроме того, в феврале поступят еще восемь низкопольных, удобных для людей с ОВЗ машин средней вместимости. Тогда практически на всех направлениях появится новый транспорт.
– Чем лучше новые «Газели» прежних машин?
– По экономичности они не уступают «Фордам» – расход топлива составляет в среднем 13,6 литра на 100 километров, а после обкатки он станет еще меньше.
Из-за антироссийских санкций ремонт импортных двигателей нам «влетал в копеечку», многие детали было очень трудно доставать. С отечественными автомобилями таких проблем не будет. Тем не менее «американцы» у нас еще поездят в менее интенсивном режиме, а потом мы их спишем, как до этого списали 22 «Мерседеса».
Кстати, на уровне руководства «Башавтотранса» обсуждается вопрос о закупке туристических комфортабельных китайских «Ютонгов» большой вместимости. Они высокие и, если будет принято положительное решение, потребуется переустройство гаража, установка современной мойки и автоподъемника для обслуживания.
– Экостандарт «Газель Некст» ниже, чем западных автобусов?
– Двигатели «Фордов» соответствуют стандарту Евро-4, а в «Газель Некст» – Евро-2. Когда-то Совет Европы принял очень жесткие нормы допустимого уровня выбросов углекислого газа, и в «американцах» устанавливались дополнительные катализаторы, которые требовали частой замены. В условиях санкций закупать их дорого, да и ни к чему. Потому что Евро-2 – разрешенный в России и многих других странах стандарт. Двигатели, соответствующие ему, работают мощнее, без искусственных помех, которые создает экооборудование Евро-4.
– Кадров хватает?
– У нас – 37 водителей, но требуются еще минимум 10. В условиях нехватки кадров возрастает нагрузка на весь водительский состав. Не все с ней справляются и увольняются через год-два работы. Часть кандидатов не подходит по медицинским требованиям. Поэтому пытаемся привлечь людей хорошей зарплатой.
За последние два года зарплата с 25-27 тысяч рублей выросла до 45-50 тысяч рублей. В прошлом году «Башавтотранс» ввел такое критерий, как классность водителей (как это было в советское время). Соответственно, у опытных работников выросла зарплата. Новичку при трудоустройстве присваивается III класс, затем через несколько лет работы без ДТП, нарушений и замечаний они получат II класс. А у опытных водителей со стажем – I класс. В прошлом году на предприятии прошли переаттестацию и повысили класс семь водителей.
Вместе с водителем Ильгизом Хайбрахмановым проехались на одном из новеньких автобусов по городскому маршруту. Удобства заметны в первые же минуты: при открытии дверей сразу выкатилась удобная ступенька, которую особенно оценили пассажиры-пенсионеры – теперь им не нужно высоко поднимать ногу, чтобы подняться в салон. Да и габариты салона порадовали: журналисту при росте 192 сантиметра не пришлось стоять ссутулившись, как это бывает в маленьких машинах.
– Я отработал в АТП 43 года без ДТП и замечаний, – говорит водитель автобуса Ильгиз Анвартдинович. – Выезжаю то в Серафимовский, то в Нижнетроицкий, то в Уфу. Нагрузка у нас большая, особенно трудно пришлось в пандемию коронавируса. Вместе с тем, если год назад я зарабатывал около 25 тысяч рублей, то сейчас, с учетом выслуги лет и присвоения I класса, – 55-56 тысяч рублей. Мне уже 64 года, больше 50 лет и другим водителям. Поэтому очень ждем молодежь.