Все новости
Новости
1 Февраля 2024, 12:15

Житель Туймазов собирает корабли в бутылке

Прежде чем начинать сборку, мастер старается побольше узнать о судне.

Житель Туймазов собирает корабли в бутылке
Житель Туймазов собирает корабли в бутылке

О туймазинце Виталии Казакове наши читатели наслышаны. Три года назад в «Туймазинском вестнике» вышел материал о пенсионере, который воспроизводит копии судов, оставивших след в мировой истории. Среди его работ – модели линкоров «Двенадцать апостолов» и «Виктория». Корабли сделаны из десятков тысяч деталей, некоторые имеют размер всего 0,2 миллиметра.

Свой первый парусник 11-летний Виталий построил в 1968 году. В те годы профильных кружков в городе не было, и мальчишке пришлось записаться в ДД(Ю)Т на радиоэлектронику. Выйдя на пенсию, Виталий Анатольевич вспомнил о детской мечте. Стал покупать в интернете журналы, в которых размещены от одной до нескольких деталей и инструкция по сборке. Один корабль собирает больше года, каждый элемент старается приблизить к полной идентичности оригиналу. Даже паруса шьет сам!

В «святая святых» – мастерскую, расположенную в одной из комнат квартиры – мастер никого не пускает, разве что жену Любу и сына. Но нам разрешил. Чего там только нет! Тысячи маленьких гвоздиков, мельчайшие металлические и деревянные элементы, рейки для сборки корпуса, миниатюрные сверла, портативный токарный станок, чертежи...

Сборку корабля Виталий Анатольевич начинает с киля и поперечного ребра корпуса судна – шпангоута. Крепит палубы, обшивает «скелет» тонкими, практически невесомыми рейками. Устанавливает рангоут, мачты, натягивает такелаж.

Последние три года, что мы не виделись с Виталием Анатольевичем, мастер трудился над тремя кораблями. Полностью готов только один. Это первый американский корабль Hannah, который туймазинец собрал... в бутылке.

— Идея витала давно, но как только в руки попалась схема и детали, оставил другие проекты и взялся за шхуну Hannah, – говорит мастер. – Корпус, палубы, транец, накладной фальшборт, пушки оставил те, что были в наборе, а вот пластмассовые мачты заменил на деревянные. Такими они были более двух сотен лет назад, когда в 1775 году Джордж Вашингтон купил шхуну, чтобы выступить против сильного английского флота.

Как попадает модель парусника в бутылку? Одна из версий обывателей – мастера отпиливают донышко, а потом, поместив игрушку внутрь, приклеивают его обратно. На самом деле все гораздо интереснее. Этому искусству лет 500 и зародилось оно в эпоху великих географических открытий. Парусник порой попадал в штиль на недели, и чтобы как-то бороться со скукой, моряки делали модели, размещая их в пустых бутылках.

Сборка корабля идет прямо внутри бутылки при помощи специального инструмента – длинных щипцов с гибким захватом на конце. Трудоемкая работа, ведь в модели более 300 деталей. Строительство начинается с самого дальнего от горлышка элемента, чтобы в процессе изготовления старые части не заслоняли вновь устанавливаемые. Палубы тоже крепятся внутри бутылки, мачты сажаются на клей. Тут нужна максимальная аккуратность, потому что клей высыхает за секунды и отлепить элемент без последствий будет сложно. 10-сантиметровую модель масштабом 1:300 Виталий Анатольевич изготавливал больше месяца.

Сейчас он вернулся к двум работам, которые начал делать год назад. Это яхта Николая II «Штандарт» начала XX века и французский корабль «Солей рояль» XVII века. Первый практически готов, на доделку второго уйдет еще не один день.

— Прежде чем начинать сборку, я стараюсь побольше узнать о судне. Например, про царскую семью и их путешествия на «Штандарте» я перечитал немало исторической литературы, пересмотрел десятки фотографий, – говорит Виталий Анатольевич. – Около 15 тысяч деталей для 104- сантиметрового роскошного корабля были размещены в 140 журналах «ДеАгостини», и выпускались они примерно три года (цены за такие наборы доходят до 50 тысяч рублей – прим. ред.). Я предпочитаю покупать в интернете сразу весь набор. Собираю «Штандарт» больше года, потому что много элементов в процессе сборки меняю. Переделаны элементы корпуса, сшиты паруса, якоря тоже отливал сам из металла. Корпус раз десять обрабатывал и шпаклевкой, и краской. Нужно было сохранить элегантность и дороговизну обшивки из ценных пород дерева.

Ждет своего часа французский пушечный корабль «Солей рояль». Корпус корабля окрашен в королевский синий цвет, расписан золотом, на носовой корме – Бог-Солнце, оседлавший морского конька. От такого великолепия аж дух захватывает.

— Моделизм для меня – это уже образ жизни, счастливый случай, когда на детские мечты наконец-то нашлось время. Делаю корабли для себя, поэтому у меня нет ограничения по времени. Я вообще считаю, что два года или три – не важно. Главное – результат, – отмечает Виталий Анатольевич. – Это не сувенир из магазина подарков. В каждый корабль вложен огромный труд. Мои корабли для меня – как дети, в них моя жизнь.

Житель Туймазов собирает корабли в бутылке
Житель Туймазов собирает корабли в бутылке
Житель Туймазов собирает корабли в бутылке
Житель Туймазов собирает корабли в бутылке
Автор:Диана Насибуллина
Читайте нас: