Почему рубль назвали рублем, а копейку – копейкой? В какой стране появились первые бумажные деньги и с помощью чего Буратино пытался вырастить денежное дерево? На все эти вопросы сегодня отвечали 50 учащихся 2-4 классов школы №7, играя в брейн-ринг по финансовой грамотности. Оказалось, что ребята совсем неплохо разбираются в финансовых терминах и понятиях.
Игра «Мои финансы» прошла в городской модельной библиотеке №4. Для ребят ее провели сотрудники «Центра финансовых исследований Республики Башкортостан» Эльвира Гайнетдинова и Татьяна Ханова.
Дети разбились на четыре команды. На каждом столе – кнопка, которую капитаны команды нажимали, когда были готовы ответить. Тот, кто первым давал правильный ответ, получал деньги – пять тысяч рублей. Купюры, конечно, были бутафорские, но борьба за них разгорелась самая настоящая. Ребятам предстояли четыре раунда: «Исторический», «Мульти-пульти», «Финансовые загадки» и конкурс капитанов. На некоторые вопросы дети отвечали, едва дослушав вопрос, над другими приходилось подумать, а кое-где не обошлось и без подсказки. Игра прошла весело и интересно, тем более, что призы в конце раздали всем участникам.
По словам Татьяны Хановой, проект «Диалоги о финансах» существует уже около двух лет. Игра «Мои финансы» призвана познакомить детей с понятием «финансовая грамотность», разбудить их интерес.
– Деньги – важная часть нашей жизни, и быть финансово грамотным сегодня необходимо. Финансовая грамотность – это умение правильно оценить свое финансовое положение, учитывать доходы и расходы, осознанно тратить деньги, ставить разумные цели, копить и правильно использовать финансовые инструменты, – считает Татьяна Робертовна. – Чем раньше человек этому научится, тем эффективнее он будет применять эти знания.
– В каком возрасте следует обучать детей финансовой грамотности?
– Обсуждать финансовые вопросы с детьми нужно уже в дошкольном возрасте. Например, ребенок должен участвовать при планировании семейного бюджета. Ему нужно рассказывать, откуда в семье берутся деньги и как они тратятся: на продукты, коммунальные платежи, кредиты, сколько откладывается на совместный отпуск или дорогостоящую покупку. Тогда ему будет гораздо понятнее, почему мама и папа не покупают ему каждый день игрушки.
– В каком возрасте следует давать карманные деньги ребенку и сколько?
– Карманные деньги подразумевают, что ребенок потратит их по своему усмотрению. Поэтому выдаются они тогда, когда он в состоянии самостоятельно пойти в магазин и совершить покупку. Сумма тоже зависит от возраста. Если малыши потратят деньги на шоколадку и чупа-чупс, то дети постарше могут приобрести книги, канцелярию, бижутерию или что-то из одежды, соответственно, им денег нужно больше. Тут каждый родитель ориентируется самостоятельно.
– Нужно ли контролировать, на что ребенок тратит?
– Требовать отчета не нужно, это вопрос доверия. Если вы дали ребенку деньги, он должен решать, на что их потратить. Важнее объяснить, что деньги – ресурс ограниченный, а радость от купленной вещи бывает разная – мимолетная или же надолго. Это научит его планировать и копить на более нужную вещь, нежели конфета.
– Заводить ли детям банковскую карточку или же давать «живые» деньги?
– С точки зрения финансовой грамотности существенной разницы нет. Цифровые деньги – те же деньги, которые имеют свойство заканчиваться. Но учитывая то, что родители могут быстро перевести ребенку деньги на карточку, это удобнее и безопаснее.