Все новости
Новости
20 Февраля 2025, 11:55
1

Цикл фантастических рассказов жителя Туймазов напечатали в семи странах мира

О рассказах Валерия Цыганова с похвалой отзывался издатель, писатель-фантаст Борис Стругацкий. С ним Валерия Николаевича связывала долгая переписка и теплые отношения.

Цикл фантастических рассказов жителя Туймазов напечатали в семи странах мира
Цикл фантастических рассказов жителя Туймазов напечатали в семи странах мира

Нашего земляка Валерия Цыганова знают многие. Родился он во Владивостоке в семье военного. В 1960 году семья переехала в Туймазы. В 1966 году окончил городскую школу № 8, работал столяром, техником на ТЗГОиА, учился в БГПИ и Литературном институте им. Горького (Москва). С 1980 года работал в газете «Ленинский путь» (сейчас это «Туймазинский вестник»), где вначале заведовал отделом писем, промышленности, а затем долгие годы был ответственным секретарем, совмещая эту должность с версткой газеты и администрированием компьютерного оборудования редакции. При нем «Ленинский путь» становился призером и победителем Всесоюзного конкурса на лучшее оформление и полиграфическое исполнение газеты.

Работа над ошибками

Главным увлечением Цыганова было писательское творчество. Писать он начал еще в детстве. Сначала это были стихи, которые он посылал в журнал «Пионер» и газету «Пионерская правда».

— Я был большим патриотом и, как мне казалось, писал на актуальные темы. Вот только стихи мои не печатали. Один из них помню до сих пор: «Стремительно взлетают, оставив дымный след, в пространство мировое, где льется лунный свет, планету облетая, Гагарин и Титов свой подвиг совершали для всех за мир борцов». Ну разве можно такое печатать? – говорит Цыганов.

Талантливый паренек быстро понял: нужно либо «завязывать» с литературной деятельностью, либо оттачивать мастерство. Он много и жадно читал. Особенно полюбил фантастику. Увлекся так, что в студенчестве и сам начал писать рассказы, в том числе фантастические.

Его «Марсианские рассказы» опубликовали в нескольких периодических и книжных изданиях России, затем – в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, США, Франции.

В начале 1973 года две миниатюры были опубликованы в ленинградском журнале «Аврора». Позже появились «Заморская штучка», «Переводные картинки», «Авария», которые сделали его имя достаточно известным. Он победитель и лауреат двух международных конкурсов научно-фантастических рассказов. У него появились вполне зрелые стихи, некоторые из которых стали песнями. И, несмотря на это, сегодня к своему творчеству Цыганов относится достаточно критично.

Молча напечатали и... не известили

Путь к признанию для молодого автора из крохотного башкирского городка был нелегок и тернист.

— Закончив «Марсианские рассказы», я посылал их в редакции журналов, которые публиковали фантастику. Мои тексты обещали напечатать в научно-популярном журнале «Химия и жизнь», но что-то не срослось. В «Уральском следопыте» (Свердловск) их тоже печатать не стали, хотя завотделом фантастики Виталий Бугров написал мне, что рассказы ему понравились. Он передал их сотруднице издательства «Молодая гвардия», которая увезла их в Москву. И в декабре 1973 года «Марсианские рассказы» были опубликованы в журнале «Знания – сила», а два года спустя – в сборнике научно-фантастических рассказов «Фантастика 73-74». Рассказы заметили иностранные издатели и напечатали их в своих странах.

Крупное американское издательство «Macmillan» (Нью-Йорк) опубликовало «Марсианские рассказы» в 1984 году в книге «Aliens, Travelers, and Other Strangers» («Инопланетяне, путешественники и другие незнакомцы»). В нее были включены произведения советских писателей-фантастов, отобранных самими американцами. Так мои рассказы оказались в одном сборнике с произведениями Аркадия и Бориса Стругацких. Забавно, что эту книгу мне пришлось покупать за свой счет через знакомых американцев. Ни гонорара, ни авторских экземпляров из США я не получил. Много позже благодаря интернету узнал, что эти рассказы опубликовали еще и в одном из французских изданий. Молча – меня об этом никто не информировал. Да и ладно – я не в обиде.

Переписка с Мастером

К слову, со Стругацкими Цыганова связывает не только публикация в одном сборнике. Один из братьев с похвалой отзывался о его произведениях.

«Что касается «Маленьких рассказов», то они хороши, особенно «Слон и Муравей». Тут вы сумели увидеть нечто своими глазами, и увидеть интересно», – писал ему Борис Натанович в январе 1972 года.

«Прочитал ваши «Марсианские рассказы». Читал с удовольствием. Написано хорошо, читается легко, захватывает. Идея несовместимости цивилизаций развита и сформирована в выпуклых образах, некоторые страницы производят сильное впечатление», – пишет ему фантаст через год.

— Переписка с Борисом Стругацким началась в 1971 году, когда, будучи студентом пединститута, я писал курсовую по творчеству Бориса и Аркадия Стругацких, – рассказал Валерий Николаевич. – Он читал мои рукописи: что-то хвалил, что-то критиковал, советовал много писать даже в том случае, если не будут печатать. Не оставил без ответа даже случайно затерявшееся письмо. Нашел его через год и очень за это извинялся. Борис Натанович даже переслал мне обратно рукописи, когда я его об этом попросил. Но настоятельно рекомендовал впредь не посылать тексты, требующие возврата.

«И дело здесь, естественно, не в том, что мне жалко денег на конверт, – пояснял фантаст. – Времени жалко – ведь приходится по 20-30 минут выстаивать на почте в очереди, пока отправишь бандероль».

Осторожно: картина!

— У героев «Марсианских рассказов» нерусские имена: Том, Паркер, Фогель… При прочтении создается впечатление, что читаешь зарубежную фантастику. Так было задумано?

— Я считал, что, когда люди обоснуются на Марсе, там будет полный интернационал. А эти имена лучше вписывались в текст.

— Освоение Марса и в советские времена, и сегодня называют не иначе как мощный технологический прорыв. У вас же герои, осваивая планету, уничтожают местную цивилизацию.

— Речь идет о глобальном непонимании друг друга представителями двух совершенно разных культур. В моих рассказах на Марсе была цивилизация, которая настолько отличалась от земной, что люди просто не увидели ее. Они жгли книги марсиан, принимая их за опавшую листву несуществующих деревьев. Прорубали тоннели в прекрасных марсианских зданиях, которые принимали за скалы. Сдирали картины со стен, так как они казались им плесенью... Да что говорить?.. И мы на Земле зачастую ведем себя не лучшим образом.

Фото из семейного архива В. Цыганова.

 

Автор: Анфиса Аитова
Читайте нас