В 2024 году специалисты территориального отдела Роспотребнадзора по РБ рассмотрели более 250 обращений потребителей. Обращения все разные. Одни требуют немедленного принятия решения, на рассмотрение других уходит месяц.
Главный специалист-эксперт Ирина Кашапова работает в этой структуре 20 лет.
Работа Ирины Александровны всегда была связана с защитой интересов граждан. Работала юристом в районном суде, потом – в комплексном центре социального обслуживания. Уже тогда научилась рассматривать любую потенциально конфликтную ситуацию не с позиции эмоций, а с точки зрения закона.
20 лет назад она пришла в территориальный отдел Роспотребнадзора. «Боевое крещение» получила в первый же месяц работы. Добилась, чтобы сетевой магазин по продаже бытовой техники не только поменял некачественный товар, проданный покупателю, но и был привлечен к ответственности за ряд нарушений.
- Чтобы этого добиться, нам пришлось пройти все уровни судебных инстанций – вплоть до Верховного суда страны, который поддержал принятое нами решение. Впоследствии наше дело попало в обзор судебных дел Верховного суда РФ. То есть разъяснениями по нашему делу теперь руководствуются при рассмотрении аналогичных судебных споров, – говорит Ирина Александровна.
По словам специалиста, сегодня продавцы гораздо чаще удовлетворяют требования покупателей при покупке некачественного товара. Но отказы еще есть: с жалобой на них обращаются по 8-10 потребителей в месяц. Человек приносит в Роспотребнадзор все нужные документы по товару, специалисты их проверяют, затем выходят на связь с продавцом, объясняют, почему они не правы и чем может обернуться их упорство.
После подобных переговоров в большинстве случаев дело завершается мирно. Это касается как обычных торговых точек, так и маркетплейсов.
В территориальный отдел обращаются даже жители соседних муниципалитетов. Среди них есть постоянные. Одна пожилая женщина регулярно обращается в Роспотребнадзор, чтобы удостовериться в качестве приобретенного товара.
— Недавно принесла комплект постельного белья, где на этикетке не было обязательной информации. С нашей помощью она освоила проверку товаров в системе «Честный знак». «Вооруженная» новыми знаниями покупательница проверяет все покупки. И это правильно, – говорит эксперт.
Когда Кашапова ходит в магазины как покупатель, бдительности тоже не теряет. Особенно в продуктовых точках: обязательно проверяет срок годности и состав продукта, актуальность выставленных ценников. Если видит нарушение – говорит продавцу. Кроме жалоб на товары и услуги ненадлежащего качества, Ирина Александровна с коллегами рассматривает обращения по поводу качества воды, воздуха и прочих факторов, которые касаются санитарного благополучия окружающей среды. В них разбираться сложнее. Чего стоит хотя бы прошлогодняя эпопея с Туймазинской птицефабрикой! Тогда в территориальный отдел Роспотребнадзора поступило 55 обращений — жалоб от жителей округи на невыносимый запах, который появился из-за вывоза птичьего помета на ближайшие поля. За один месяц специалисты отдела провели свыше 250 лабораторных исследований воздуха на предмет наличия выбросов аммиака и сероводорода. Выезжали на замеры даже ночью. Превышения содержания этих веществ не обнаружили. Но должностные лица территориального отдела вместе с местными и республиканскими властями заставили владельцев производства искать другие способы утилизации помета.
Сейчас Роспотребнадзор ведет работу с владельцем другого предприятия, из-за которого на улицах Горького, Чапаева и Фабричной витает неприятный запах. После жалоб граждан эксперты провели замеры, превышение ПДК по выбросам не обнаружили. Тем не менее владельца предприятия обязали исправить ситуацию.
Работа специалистов Роспотребнадзора отвечает задачам нацпроекта «Экологическое благополучие», инициированного президентом России Владимиром Путиным.