В Госдуме на днях предложили отбирать животных у недобросовестных хозяев. Работать этот механизм будет так: как только на владельца поступает обоснованная жалоба – к примеру, он отправляет своего пса на самовыгул или натравливает животину на людей – четвероногого изымают, передают в приют и ищут для него нового хозяина. За эту инициативу готовы проголосовать многие туймазинцы в надежде, что она поможет решить проблему, которую в городе не могут решить 20 лет.
75-летняя женщина по имени Любовь, позиционирующая себя как зоозащитница, содержит в квартире несколько собак. Кормит-поит, выгуливает. Во время прогулок по городу собаки нападают на прохожих. Недавний случай произошел 10 марта. Собака укусила 70-летнюю женщину. Ее дочь прислала в редакцию фотографии укусов.
«Просто безобразие, – говорит женщина. – У мамы больные ноги, передвигается она с трудом. В травматологии нам сказали, что мама – наверное, уже сотая по счету жертва неадекватной туймазинки. От ее собак уже пострадали и дети, и взрослые».
«Ее собака укусила моего младшего. Животные реагируют на свист, который служит командой к нападению. За глаза женщину называют Люба-свистунья. Обращались к участковому, но он сказал, что полиция с этой женщиной ничего сделать не может», – рассказала нам еще одна потерпевшая.
«В прошлом году ее собаки разорвали мне пакет с продуктами, пока женщина в мусорке ковырялась. Летом ее псы напали на меня на стадионе, покусали ноги».
«Прямо во дворе собаки набросились на ребенка с рюкзаком, затем разорвали беременную кошку. А женщина только кроет всех матом. Не собак – окружающих», - пишут читатели в нашу редакционную группу в соцсетях.
После каждого ЧП в соцсетях начинается бурное обсуждение вопроса, что делать. Одни предлагают расправиться с агрессивными «друзьями человека», отправить их хозяйку на принудительное лечение, другие ищут таких же пострадавших, чтобы подать коллективный иск в суд.
Наш корреспондент отправился к дому, где живет женщина. Застать ее дома не удалось. Поговорили с соседями.
– Живу в этом доме с 1975 года и хорошо помню, когда в подъезде поселилась Люба, – говорит один из жителей, представившийся Флюром Мухаметовым. – Тогда она работала на каком-то заводе, у нее были муж и сестра Галина. Муж умер, где сейчас живет сестра – не знаю. Собак она завела давно. Я и ругал ее за это, и даже деньги предлагал, чтобы она куда-нибудь их увезла. Помню, в разгар эпидемии коронавируса она попала в больницу, и ее голодная свора выла на весь подъезд. Нашли ее в больнице, она передала нам ключи, чтобы мы покормили животных. Тогда я насчитал девять особей. Мы писали жалобы в полицию, Роспотребнадзор, прокуратуру, администрацию. Собак забирали, но через некоторое время у нее появлялись новые.
– Купили квартиру в этом подъезде и стали заложниками ситуации, – жалуются другие соседи. – Пришлось каждому домочадцу покупать по электрошокеру. О прогулках на детской площадке и вокруг дома давно позабыли. В подъезде всюду собачья шерсть, от которой у младшего началась аллергия. Когда соседка открывает дверь квартиры, оттуда разит, как из помойки. На просьбы прибираться за собаками в подъезде она не реагирует.
– Был суд, который разрешил ей содержать в квартире не более двух собак. Но сколько их на самом деле, никто не знает. Днем она выгуливает пару животных, а ночью выпускает всю свору, – поясняют третьи. – Собаки худые, грязные, агрессивные. По ее науськиванию и свисту они набрасываются на людей. Пока собаки их терзают, она спокойно наблюдает за происходящим и даже подбадривает. Видели, как она перекинула одну собаку на территорию детского сада, чтобы та покусала малышей.
– В дежурную часть информация об укусах животных поступает из приемного покоя Туймазинской ЦРБ в день обращения граждан за медпомощью, – говорит начальник дежурной части Отдела МВД России по Туймазинскому району Эльдар Касымов. – С заявлениями обращаются и сами пострадавшие, и родители несовершеннолетних детей. Все материалы передаются в административную комиссию при районной администрации.
Площадь однокомнатной квартиры бабы Любы – 32 квадратных метра. Квартира в собственности, женщина проживает в ней одна. Исправно вносит только квартплату. А, к примеру, за отопление задолжала больше 30 тысяч рублей.
– Мы слышали, что женщина науськивает своих собак на людей. Но, к сожалению, привлечь ее за это к ответственности не можем: по закону требуются свидетели, фото и видеодоказательства. А их нет, – говорит старший участковый полиции Рустам Мингазов. – Сама же владелица животных все отрицает. Каждый раз обещает пристроить их в приют. Но изъять у нее животных мы не имеем права.
Нам удалось поговорить с Любовью по телефону. Она сообщила, что сейчас в ее квартире проживают три взрослые собаки и два щенка. Щенков она планирует отдать в добрые руки.
– В моей «однушке» места хватает всем, – пояснила она. – Агата живет за сервантом – ей там нравится, Чернушка спит в кладовке, а Найда – со своими щенками. Не могу я с ними расстаться, балую их. И в обиду не дам! Не верьте, когда про меня и моих собак говорят что-то плохое. Злые люди меня оговаривают.
Известная в городе зоозащитница рассказала, что время от времени общается с женщиной.
– Мы редко контактируем, могу сказать, что при общении Любовь – довольно грамотный и незлой человек. Ко мне она никогда не проявляла агрессии. Она охотно рассказывает о своих питомцах. Я не раз говорила ей, что животных надо вовремя прививать и стерилизовать, предлагаю пристроить животных. Иногда привожу корм для ее питомцев. Встречаемся мы на улице – в ее квартире я никогда не была. Не могу сказать достоверно, сколько у нее собак.
Недавно в Башкирии утвердили дополнительные требования к содержанию и выгулу домашних животных. На каждые 18 кв. м площади разрешается проживание не более одной крупной или средней собаки либо не более двух мелких собак или двух кошек. Держать кошек, собак и других питомцев в общедомовых помещениях (подъездах, балконах, лоджиях, чердаках и дворах) запрещено. Выгуливать нужно в намордниках, убирать за ними экскременты. Но даже теперь жители города не могут найти управу на пожилую женщину, которая нянчится с собаками, забывая, что живет-то среди людей. На их страх и боль ей плевать.
Светлана Сосновцева, заместитель председателя Туймазинского межрайонного суда:
– Граждане вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании морального вреда.
Рустем Бадертдинов, Туймазинский межрайонный прокурор:
– В 2024 году прокуратура направила в суд три исковых заявления в защиту несовершеннолетних детей, которые пострадали от укусов собак гражданки Н. Л. Решения суда находятся на исполнении у судебных приставов. Общая сумма исковых заявлений по взысканию морального вреда составила 45 тысяч рублей.