В центральной детско-юношеской модельной библиотеке открылась фотовыставка Анаса Арсланова «Туймазы: история, люди, события». Мероприятие приурочили к 95-летию Туймазинского района и 60-летию города Туймазы.
Каждый снимок мастера особенный, нет ни одного случайного. Сквозь его объектив прошли сотни историй, несколько эпох, поколения тружеников, врачей, педагогов. Его снимками проиллюстрированы многие книги, они украшают историко-энциклопедический атлас Башкирии.
На выставке представлены уникальные архивные снимки. Самые ранние датированы 1976 годом – на них изображены люди труда, посвятившие себя работе в самых разных отраслях экономики, педагоги, врачи… А еще на снимках – хроники туймазинских улиц и торжественные парады. Многих скромных и непритязательных зданий того времени уже нет – их сместили современные высотные сооружения. Как нет и большинства заводов и колхозов, попавших в объектив фотохудожника. А дошкольникам, внимательно глядящим в глаза любимому воспитателю, сегодня уже под 50 Чтобы сохранить эту память, Анас Арсланов вместе с сыном Ильмиром, тоже фотографом, оцифровал около 30 тысяч фотографий. Это портреты туймазинцев, фоторепортажи с мероприятий, природные фотоэтюды, среди которых отдельное место занимает озеро Кандрыкуль, на берегу которого он вырос и живет сейчас.
Большинство снимков сделаны Анасом Каримовичем в период работы фотокорреспондентом в районной газете «Ленинский путь»-«Туймазинский вестник». В ней он проработал почти 40 лет.
В профессию фотокорреспондента Анаса Каримовича привела жизнь. После армии он устроился на Уфимский моторостроительный завод. Приезжая на выходные домой в Кандры-Кутуево, брал у друга фотоаппарат и делал фотоснимки друзей, природы. А потом по комсомольской путевке отправился на всесоюзную стройку железной дороги «Белорецк–Чишмы». Вдохновленные лица людей со всего Союза, живописная природа, горы, молодежные сабантуи, сама стройка буквально толкали молодого Анаса на фоторепортажи. Тогда он выписал через Посылторг фотоаппарат «Зенит» (он, кстати, до сих пор хранится у мастера в рабочем состоянии). И пошло-поехало. Анас Каримович делал кадры, и фотографии тут же шли в стенгазеты. Он настолько прикипел к этому делу, что решил стать профессиональным фотографом. Правда, чтобы поступить в уфимское училище полиграфистов, требовалось направление из районной газеты. Как вспоминает фотомастер, получить его было непросто. С этим помогли, а вот с фотографиями перед приемной комиссией ответ держал Арсланов сам. Анаса Каримовича приняли, а через год 25-летний профессиональный фотокорреспондент прибыл в распоряжение «Ленинского пути».
— Конечно, сейчас другая эпоха – цифровая, – говорит мастер. – Фотография делается в считаные мгновения. А раньше, чтобы снимок увидел свет, пленку нужно было в полной темноте перемотать с катушки на бобину, обработать проявителем, тщательно промыть, произвести фиксаж. И это не все! Дальше ее заряжали в фотоувеличитель, переносили изображение на фотобумагу, а полученные фотокарточки пропускали через проявитель, закрепитель и отправляли на сушку в фотоглянцеватель. Только после этого из нескольких фотографий выбирались одна-две, который шли в газету.
Те пленочные фотоаппараты сейчас можно увидеть разве что в музеях. У Анаса Каримовича они тоже есть, коллекционирование фототехники – еще одно увлечение фотографа.
«Фотографируй сердцем!» – призывал знаменитый польский фотограф Ян Булгак. Анас Каримович до сих пор следует его совету. Ведь сегодня сфотографировать на мобильник может кто угодно, но сделать профессиональное фото могут единицы, и он – один из них. Лаконичные и сложные, спокойные и эмоциональные работы мастера советской и российской фотожурналистики, заслуженного работника печати и массовой информации Республики Башкортостан ждут посетителей на выставке в библиотеке до 10 мая.
6+