В октябре 2025 года в добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» Республики Башкортостан поступила 91 заявка с просьбой найти пропавшего человека. 71 из них нашелся живым, семеро погибли, поиски остальных продолжаются. В ноябре и декабре поступили новые заявки. Все они отрабатываются.
До «точки» – на машине, а дальше пешком
Этот отряд работает уже 15 лет. Все началось в 2010 году, когда пропала 4-летняя Лиза Фомкина из Подмосковья. Ее нашли в лесу погибшей, на десятый день после пропажи. Тогда участники поиска, а их было около 500 человек, и решили создать добровольческую организацию. И назвали ее в честь девочки – ЛизаАлерт (Alert – тревога).
Сегодня в отряде насчитывается более 40 тысяч человек в 66 регионах страны. В числе добровольцев есть и туймазинцы, они занимаются поисками людей в радиусе 200 километров. Только в октябре-ноябре этого года туймазинские добровольцы выезжали на поиски десятки раз.
– Мне 44 года, в отряде я 12 лет, – рассказывает туймазинка Гульназ Мусина. – Как оказалась в отряде? Мне нравится гулять в лесу. Вот и решила совместить лесные прогулки и поисковую работу. Ее выполняю в свободное от основной деятельности время. Моя семья меня в этом поддерживает. Два года назад у меня появился помощник – лабрадор по кличке Гурт, который выезжает со мной на поиски. Гурт – пес-отказник, взяла его годовалым из собачьего приюта. Теперь он со мной даже на работу в ТЦ «Лучезар» ходит. И пока я торгую, мирно дремлет, наслаждаясь тишиной и спокойствием.
Ильдару Зуфарову 34 года, работает сварщиком. В «ЛизаАлерт» пришел еще студентом индустриального колледжа.
– В 2013 году услышал, что в Туймазинском районе ищут женщину, и нужны поисковики-добровольцы, – вспоминает Ильдар. – Случай был криминальным, размах поиска – большой. Вместе с сотрудниками полиции мы квадрат за квадратом прочесывали лес. Поиски продолжались несколько месяцев, но женщину так и не нашли – она до сих пор в розыске. Позже я прошел соответствующее обучение: учился «читать» карты местности, пользоваться рацией, компасом, оказывать первую помощь.
Когда у меня появилась машина, начал ездить на поиски уже на ней. Но, как правило, автомобиль нужен лишь для того, чтобы добраться до места назначения. А дальше – пешком. В сентябре, к примеру, искали 70-летнего уфимца, который отправился на рыбалку в Кушнаренковский район и три дня не выходил на связь. Доехали туда на машине, а потом пешком обошли четыре водоема. На следующий день поиски продолжились. В итоге уфимца нашли сотрудники полиции. Увы – без признаков жизни.
– О существовании «ЛизаАлерт» узнала лишь в прошлом году, – рассказывает 33-летняя Гузель Минигулова. – Добровольцы отряда приехали к нам в село Субханкулово, когда пропал местный житель – 43-летний мужчина с ментальными отклонениями. В его поисках участвовали все сельчане, и я в том числе. Мы его знали, он был нам дорог. Но вместе с нами его искали люди, которые ранее не слышали не только о потерявшемся человеке, но и о нашем селе. Они приехали из Уфы, районов Башкирии. Просто потому, что не могли оставаться дома, когда кому-то нужна помощь. Мужчину нашли на 7-й день, погибшим. После этого случая я пришла в отряд, прошла обучение и уже несколько раз участвовала в поисках.
Работаю оператором на сельхозпредприятии, на поиски выезжаю в выходные. Знаете, став членом отряда, я стала внимательнее относиться к людям. И теперь не пройду мимо человека, если вижу, что он дезориентирован. А вдруг он потерялся и его кто-то ищет?
Четвертый туймазинский волонтер – 40-летняя Альбина Григорьева, она в отряде с июня 2025 года.
– Мой сын – «бегунок», – говорит Альбина Сайфельмелековна. – В детстве он десятки раз уходил из дома. Я все время его искала – по друзьям, родственникам, в его любимых местах. Прочитала много литературы, чтобы понять, почему дети убегают из дома. Много информации почерпнула в том числе в соцсетях «ЛизыАлерт». У отряда много полезной информации на эту тему. Причем, все написано кратко, емко и понятно.
Вступив в отряд, узнала, что добровольцы часто выступают перед школьниками и дошколятами. Действует целый проект «Острова приключений»! Как жаль, что я не знала об этом раньше. Уверена – если бы в свое время волонтеры пришли в нашу школу и поговорили с подростками, в том числе с моим сыном, в его поведении многое бы изменилось. К счастью, сын сейчас никуда не убегает. Он вырос, отслужил в армии, живет самостоятельной жизнью и поддерживает мое решение стать членом отряда «ЛизаАлерт». Думаю, что мой опыт пригодится мне в поисках детей.
Отсутствие результата – тоже результат
– Поиск – это физически сложная, но в то же время рутинная работа, – продолжает Гульназ Мусина. – Нужно оклеить район ориентировками, опросить потенциальных свидетелей, пройти заданный квадрат. Работаем и днем, и ночью, в жару и ненастье. Представляете – иной раз ты весь продрог, полностью выложился, но все твои усилия оказались напрасными. Иной раз после нескольких дней безрезультатных поисков некоторые добровольцы теряют мотивацию и уходят из отряда. И зря. Если ты «прочесал» свой квадрат и выяснил, что там никого нет, то таким образом увеличил шансы другого поисковика. И чем больше таких, казалось бы, «безрезультативных» квадратов, тем больше шанс на удачный финал.
Важна работа каждого члена поисковой команды – от принявшего звонок оператора «горячей линии» до непосредственного участника поиска. Работаем в тесном сотрудничестве с ОМВД России. Все заявки, которые поступают в «ЛизаАлерт», должны быть зарегистрированы в том числе и в полиции. Потому что мы должны быть уверены, что речь идет о пропаже людей, а не о поисках, к примеру, женщины, сбежавшей от мужа-тирана.
Как строится наша работа? Получив заявку на поиск и убедившись, что она зарегистрирована в том числе и в полиции, оператор «горячей линии» передает ее группе прозвона. Они перезванивают сообщившим о пропаже человека и уточняют детали, необходимые отряду для поиска. В это время другая группа обзванивает медицинские учреждения — вдруг потерявшийся попал в больницу. На основе собранных данных составляются ориентировки, которые потом будут размещены в социальных сетях и распечатаны для расклеивания. Таким образом находят до 70% пропавших. Если же результатов нет, в общем чате объявляется поиск. Указывается место сбора, сообщается, какое снаряжение может понадобиться. В случае необходимости привлекают кинологов, подключают вездеходы, вертолеты, беспилотники. Если это лесной массив, то всем участникам поиска выдают карты местности.
На местах работой добровольцев руководят координаторы. Кроме того, имеется большая группа инфоргов, которые координируют процесс онлайн – сидя дома за компьютером. Они следят в том числе и за тем, чтобы после поиска все его участники вернулись домой. Поэтому, добравшись до дома, мы обязательно сообщаем об этом в чате.
Добровольцы никогда не отправляются на поиски по одному. Причем группа формируется таким образом, чтобы в ней обязательно был мужчина.
Набор в отряд «ЛизаАлерт» ведется постоянно. Если вы не можете пройти мимо чужой беды, попасть в отряд очень просто: оставьте свои контактные данные, заполнив анкету на сайте lizaalert.org; позвоните на горячую линию отряда 8 (800) 700-54-52; приходите на вводную лекцию для новичков. Наконец, можно просто приехать на поиск – для этого не нужно особых навыков или знаний, только ваше желание помогать людям.