В этом году наше издание в рамках социального проекта «Право на счастье» рассказывает о приюте и детском доме, которые существовали в Туймазинском районе в 90-е годы. Нам интересно все: кто работал там воспитателем, поваром, медсестрой. Как сложилась судьба выпускников детдома. И, судя по вашим откликам, это интересно и вам – нашим читателям. Сегодня мы расскажем о воспитаннице детдома Надежде Худецкой – по мужу Хайруллиной. Накануне мы побывали у нее в гостях, в селе Серафимовском. Вместе с нами поехала Джамиля Саетова, которая много лет проработала воспитателем в детдоме.
В обиду не дали
Надя была совсем малышкой, когда она вместе со старшей сестрой попали в детдом. «Мама выпивала, отца дома не видели», – коротко объясняет она. В четыре года Надю взяли в приемную семью. А в 10 лет она попросилась обратно в детдом. Там прожила до тех пор, пока ей не исполнилось 16 лет. Поступила в училище на швею-закройщицу. Как студентке дали комнату в общежитии. Через два месяца девушка пришла к Саетовой со словами: «Не могу я там жить! Пустите к себе?»
– Ну как откажешь? – говорит Джамиля Рахимовна. – Хоть и тесновато было в небольшой квартире, жили дружно. Почти год. У меня своих трое детей. Но с Надей все ладили. Она до сих пор близкий человек для нашей семьи.
Получив диплом, Надежда устроилась в ателье. В 17 лет получила «однушку» в селе Серафимовском – в 20 километрах от города. А потом ее взяли в Серафимовский детский дом-интернат младшим воспитателем.
– Работа мне нравилась, я быстро нашла с детьми общий язык, – говорит Надежда. – Но к тому времени я вышла замуж, мы с мужем сами ждали малыша. После декретного отпуска перешла в детский сад нянечкой, чтобы не расставаться с ребенком надолго. А недавно устроилась в Дом культуры режиссер культмассовых мероприятий. Пока в декрете с малышом.
Женское счастье
В 32 года Надежда стала многодетной мамой. Ее старшей дочке Кире 13 лет, Сыну Марку 7 лет, младшему Тимуру – 2 года.
– Шесть лет назад мы продали однокомнатную квартиру и купили дом. Это было старое бревенчатое строение с огромной печкой, которая занимала большую часть комнаты. Но нас это не испугало. Мне понравилась аура дома. Я поняла, что моим детям в нем будет хорошо. Еще один существенный плюс – свой огород, пусть и маленький. Поставили тепличку, сарай для кур и уток.
Я работы не боюсь. И муж у меня работящий. Так получилось, что с первым мужем мы разошлись. Двое старших детей от первого брака. Но добрые отношения поддерживаю со всеми родными. Обе свекрови у меня хорошие, многому научили – и по хозяйству, и просто житейской мудрости. Мой муж Алмаз работает в сельской больнице врачом-рентгенологом. Познакомились в ковидные времена – я к нему на рентген пришла.
Все, чему я научилась в детском доме, мне пригодилось в жизни. Сама везде ремонт делала, наводила в нем уют. Пригодились уроки рукоделия наших воспитателей. Они научили меня вязать, рисовать, изготавливать различные поделки. С 12 лет вместе с другими детьми из детского дома ездили в теплицу, чтобы заработать на карманные расходы. Нас никто не заставлял. Это было наше желание.
Многие, узнав, что я росла в детском доме, жалеют: «Вас там, наверное, мучили и били». «Неправда», – говорю. Нам там даже слова грубого ни разу не сказали! Мы были сыты, обуты-одеты. Если нас и пытался кто обижать, то только посторонние, когда мы были в школе. И то воспитатели каждый раз вставали на нашу защиту. Конечно, бывало, что и нам от воспитателей попадало. Но за дело. Однажды после выпускного мы ушли на дискотеку и не вернулись к назначенному часу. Помните, Джамиля Рахимовна?
– Как ни помнить, – отвечает та. – Мы же вас потом по всему городу с милицией искали.
«Наугад писала всем однофамильцам»
– Почти сразу после рождения ребенка я стала искать родных. Нашла отца – он все эти годы жил в Нижнетроицком. Обиды на него не держала. Став взрослой, поняла, что жизнь – непростая штука. Он нам помогал, чем мог – овощи с огорода приносил, если что надо было починить – не отказывал.
Мы общались с ним три года. А потом он умер. Заболел. Много лет я искала других родственников. Наугад писала всем однофамильцам в социальных сетях. Нашла свою двоюродную сестру по маме в Подмосковье. Сейчас общаемся, она меня очень поддерживает и делом, и добрым словом, за что я ей очень благодарна. Можно сказать, что она мне как мама.
Несмотря на то, что выросла я в детском доме, я очень семейный человек. Дорожу родственными отношениями. Мне важно, чтобы в доме было всем хорошо, чтобы в нем звучали детские голоса. Дети – это самое важное, что может быть в жизни.
Ранее мы рассказывали о первых годах работы детского приюта в Туймазах.
Фото Зили Абдуллиной.