15 февраля 2024 года исполняется 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. В этот день в нашей стране отмечается День памяти воинов, исполнявших служебный интернациональный долг за пределами Отечества. Эта необъявленная война длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. Наши потери в Афганистане составили более 15 тысяч человек.
Сегодня мы вспоминаем о том, как мужественно выполняли свой долг наши солдаты, как в сложнейших условиях проявляли стойкость, благородство, сохраняли верность военной присяге и долгу.
Дуэль на… гранатах
Атлас Зайнуллин в 1985 году служил в погранвойсках возле Сковородино на китайской границе. Позже в составе десантно-штурмовой группы его перебросили в афганскую провинцию Пяндж.
В феврале 1987 года нам передали координаты крупного формирования моджахедов, и мы вступили в бой, – рассказывает Атлас Аслахович. – Взяли основные силы душманов в кольцо, нас поддерживала ракетная система залпового огня «Град». Когда решили, что все закончилось, остатки моджахедов пошли на прорыв. Как назло, у нас не осталось патронов. В итоге мы начали забрасывать их гранатами, а они кидали их в ответ… Страшный бой, мои товарищи погибли. Меня Бог уберег. В итоге боевиков мы ликвидировали. За эту операцию меня наградили медалью «За боевые заслуги».
Ждал медаль 20 лет
А вот Ирику Вагапову медаль «За боевые заслуги» пришлось ждать более 20 лет. Ее вручили в Туймазинском военкомате в 2022 году.
— Нередко командиры представляли своих ребят к наградам, а в штабе эти представления отменяли либо задерживали. Но мы бились не за награды, а за победу, – говорит Ирик Закариевич.
Есть у него медаль «За отвагу», полученная за операцию возле кишлака Кальтепа в провинции Пяндж.
Душманы сбили два наших вертолета, ранили и убили нескольких солдат. И немудрено – вчерашние выпускники советских школ бились с закаленными в междоусобных конфликтах воинами, вооруженными лучшим американским оружием. Но наши парни проявляли чудеса героизма и мужества, – вспоминает ветеран боевых действий. – Когда группу высадили возле кишлака, «духи» плотно обложили нас огнем. У нас с напарником был станковый гранатомет. Мы начали перемещаться с ним между валунами и обстреливать замеченные ранее пулеметные гнезда. В такие моменты главное – не словить одну из пуль, цокающих вокруг по камням. Не помню, сколько длился бой. Внезапно все стихло. Смотрим: один бородач с белым платком показался, за ним – второй… 12 душманов тогда сдались в плен.
Во дворце Амина – золотые раковины
Людмила Стрельцова родилась и жила на Украине. В 1980 году на партсобрании ей, работнице торговли, сказали, что надо ехать в командировку за границу. Мол, там, в военторгах, тоже нужны продавцы, чтобы обеспечивать солдат продуктами и промтоварами. Девушка согласилась. И лишь в последний момент узнала, что ее группу отправляют в Афганистан.
— Я сильно разволновалась, – вспоминает Людмила Васильевна. – Но потом сказала себе: двум смертям не бывать… Когда прилетели в Кабул и поехали с аэродрома на автобусе, по дороге нас из автоматов и гранатометов обстреляли душманы. В тот момент и осознала, куда попала. Спасло то, что автобус был обшит какими-то защитными листами.
Прибыли в провинцию Газни. Нас расселили в сборно-щитовые домики. Из удобств – только душ с цистерной наверху. Воды и света не было. Не такую «заграницу» я себе представляла. Но раз взялась, надо работать. Принимала товары и продавала их в маленьком душном киоске. По ночам моджахеды нас обстреливали, а ребята отбивали атаки. Позже мне, как и им, вручили удостоверение «Ветеран боевых действий».
Однажды ко мне подошел начальник продовольственной части и сказал, что в столовой администрации нужны поварихи. Я ответила, что готовить не умею, но мне без лишних слов вручили поваренную книгу: мол, учись. Так я стала поваром-официантом во дворце Амина – того самого, которого в 1979 году взяла штурмом группа «Альфа». Он был по-восточному шикарен, кое-где даже сохранились позолоченные раковины, роскошные спальни, биде для его гарема. Там я готовила для наших военных, обслуживала иностранные делегации. А вот у президента Наджибуллы были свои повара – нашу пищу они не жаловали. И социализм у них не прижился. Уж слишком мы разные.
В Афганистане Людмила Васильевна познакомилась с будущим мужем – рядовым комендантской роты Николаем Стрельцовым. Поженились они в посольстве России в Афганистане. После службы переехала с ним в Туймазы – на родину мужа. У них родились две дочери. Сейчас Людмила Васильевна счастливая бабушка четырех внуков.
Горячие точки памяти
— Мне запомнился один случай, – говорит бывший командир десантно-штур-мового взвода Фарит Марданшин. – Лежу с бойцами в засаде и вижу в бинокль: два афганца идут навстречу друг другу, горделиво ведут за собой навьюченных ослов. В туго набитых хурджунах (сумках) могло быть что угодно: патроны, опий, лекарства для моджахедов. Я задумался: как быть? Не стрелять же в мирного с виду человека. Дал команду пальнуть из гранатомета между ними. Услышав пальбу, они, не сильно торопясь, развернулись и также гордо, враскачку пошли обратно.
В целом это была вязкая, коварная партизанская война. Днем жители улыбались, угощали лепешками, а ночью из-за дувала любой мальчишка мог пальнуть в нас из гранатомета.
Как только к кишлаку подъезжали наши «ГАЗ-66», в скалах загорались сигнальные костры. Это был знак моджахедам, чтобы не совались в кишлак, – русские пришли.
35 лет назад мы с честью отстояли там геополитические интересы СССР. А вскоре народ Афганистана повернул оружие против своих американских «благодетелей». Россиян же в Кабуле потом встречали радостными возгласами: «О, шурави!». Там до сих пор пользуются больницами, мостами, ЛЭП, которые строили советские специалисты.